Две звезды

«Две светлых повести» в знаменитой пьесе «Созвездия» погрузили зал ИКЦ в драму любви. Долгожданная премьера постановки по произведению Ника Пейна прошла на бис.

Каждая (каждый) думала (думал) после болезненного разрыва: «Если бы я тогда сказала…» «Если бы я промолчал…» В жизни нет сослагательного наклонения. А может, есть? Вдруг мы живем не в уникальной Вселенной, а в «саду расходящихся тропок».

В кино вы это видели в ярких картинах «Осторожно, двери закрываются», «Беги, Лола, беги» и многих других. У героев пьесы есть возможность много раз переигрывать ситуации. Сделало ли это их счастливее?

Режиссер спектакля Леонид Прокофьев родом из Петрозаводска, там же окончил филиал СПбГАТИ, стал актером, ведущим конкурсов «Онежская краса» и «Мисс Карелия». Он работал также в театре «Русская антреприза имени Андрея Миронова», снимается в сериалах. Ведь «даже десятого плана роль за съемочный день оплачивается так, как месяц работы в театре Петрозаводска».

Художник Ольга Павлович, медиахудожник Андрей Горлачев создали лабиринт из вуалевых кулис, в котором блуждали персонажи. Алексей Юфа окружил дуэт кружевом обертонов, звучанием разнообразных инструментов, от трубы из морской раковины до тибетской чаши.

А дуэт, детище «Pro Art`s», получился замечательным. Ирис Лебедева и Алексей Майоров рассказали душераздирающую историю несбывшейся любви. Ирис Лебедева – актриса театра и кино, продюсер. Она окончила ВГИК и Московскую школу кино. Снималась в фильмах «Любовь-морковь-3», «Сотрудница», «Проба», «Маша», «Крипота», «Love». В спектакле она проявила яркую органичность и музыкальность.

Алексей Майоров учился в КФ МГТУ, является солистом Калужской областной филармонии, соавтором проекта «Pro Art`s», учредителем автономных некоммерческих организаций «Центр поддержки современной культуры» и «Мастерская творческих инициатив им. Александра Плетнева».

«Созвездия» Ника Пейна – пьеса о свободе выбора и вообще о свободе. Чем прочнее связь, жарче любовь, тем иллюзорнее свобода. Время – тоже враг свободы. В детстве у нас бесконечный выбор, варианты и возможности, а затем горизонт все более сужается, пока, наконец, смерть закроет все перспективы.

Героиня, Марианна, сразу заговаривает о главном детским языком. «Знаете, почему невозможно лизнуть свой локоть? Там секрет бессмертия, поэтому если бы вы лизнули его, то жили бы вечно. Но если бы каждый мог это сделать, каждый смог бы лизнуть свой локоть, то возник бы хаос. Потому что нельзя все время продолжать жить и жить».

Премьера пьесы состоялась в лондонском Royal Court Theater в 2012 году. Она была названа победителем в категории «Лучшая пьеса» на Evening Standard Theater Awards, и 29-летний Пейн стал самым молодым обладателем награды.

Под фантазией лежит реальная основа. Термин «ветвящиеся процессы» был предложен Колмогоровым в начале 1947 года и пришел в другие языки в виде кальки. Ветвящиеся процессы существуют не только в ядерной физике, а и в различных явлениях природы, и… любви людей. Термин «мультивселенная» и вовсе бородатый, его предложил в 1895 году философ и психолог Уильям Джеймс.

Модель мультивселенной впервые ввел советский физик Антонов. Физики считают эту гипотезу философской, а не научной, поскольку она не проверяема на опыте. В ИКЦ такой опыт и был успешно смоделирован! Зритель наблюдал две разные вселенные: в одной Марианна смертельно больна, но счастлива в любви, в другой здорова, но ее любовь терпит крах.

Кажется, в пьесе нарушены законы логики. Но, может быть, мир души движется не теми законами, что тело? Как не вспомнить Писание: «Мы проповедуем Христа распята: иудеем – соблазн, эллинам же – безумие». Сверхпопулярный Стивен Хокинг также является сторонником теории множества вселенных.

За несколько веков до него Готфрид Лейбниц писал: «Всякую часть материи можно представить наподобие сада, полного растений, и пруда, полного рыб. Но каждая ветвь растения, каждый член животного, каждая капля его соков есть опять такой же сад или такой же пруд».

Намного раньше указание на существование других миров встречается в священных текстах буддизма и индуизма. Так что у сюжета пьесы солидные отцы-основатели. История рассказывает об отношениях Роланда, пчеловода, и Марианны, космолога.

Марианна рассказывает о космологии, квантовой механике, теории струн и вере в то, что существует множество вселенных. Роланд – о строго предопределенной непреложными законами жизни пчел.

«В квантовой мультивселенной каждый наш поступок, каждое решение, что мы принимаем или не принимаем, существует в огромном количестве параллельных вселенных», – говорит Марианна Роланду.

Каждый зритель пропутешествовал с героями по «саду расходящихся тропок» собственной судьбы, поэтому постановка вызвала отклик публики.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.