Задавать всё больше нам…

Полина Арсеньева про «цифровой компонент» в обучении школьников.

В Калуге цифровизация образования пока вылилась в дистанционное домашнее задание, которое стали давать детям помимо обычных письменных и устных работ.

Родители рассказали изданию, что ребятам второго класса в начале учебного года выдали пароли для входа на образовательный портал «Учи.ру». Тогда это все восприняли как подготовку к возможному переходу на дистант в условиях пандемии. Сначала оговаривалось, что решение заданий добровольное, а отметки ставились положительные – тем, кто сделал. В последнее время учитель начала требовать выполнять их обязательно и предупредила, что поставит в электронный журнал двойки.

Мы обратились в региональное министерство образования и науки за разъяснениями по поводу «цифрового компонента» в обучении школьников начальных классов. Из ответа чиновников следует, что объем и формат домашних заданий регулируется учителем с учетом индивидуального подхода к каждому ученику. Выставление оценок тоже входит в полномочия педагога и может регламентироваться локальным актом школы.

Объем заданий не определяется санитарными требованиями или каким-то федеральным документом. Они указаны в учебниках, учитель может корректировать в зависимости от класса, в котором он работает.
Таким образом, и объем, и оценка отданы на усмотрение учителя и школы. Правда, выполнение заданий на цифровых платформах, говорится в ответе, зависит от самих упражнений, но не больше 15 минут непрерывного занятия.

Цифровая платформа «Учи.ру» включает как бесплатные, так и платные задания по различным предметам. Учитель не имеет права давать те, за которые родители должны перечислить деньги, ведь образование у нас пока еще считается бесплатным.

Однако и дети, и родители отмечают, что те 20 карточек, которые нужно «обязательно сделать всем», включают самые элементарные и неинтересные задания, а действительно развивающие и творческие находятся в платном контенте услуг данной платформы. Программа периодически предлагает купить пакет заданий на месяц, полгода или год с различными скидками, при этом обещает усвоение школьной программы в четыре раза быстрее.

Дети соревнуются друг с другом в выполнении упражнений, участвуют в классном и школьном марафоне. Чтобы быть выше в рейтинге сверстников, они просят родителей купить пакет с заданиями, и тут уж пятнадцатью минутами непрерывных занятий не обходится. Но школа формально ни при чем – за перегрузку мозга отвечают мамы и папы.

Получается, что объем домашних работ у школьников возрос, так как письменные и устные задания никто не отменял. Кроме того, не у всех детей есть дома интернет, а многие выполняют «дистанционку» в смартфоне. Поэтому ставить отметки всем поголовно, и в особенности неуд, притом что не соблюдается принцип равенства возможностей, неправильно.

При этом стоит вспомнить, что еще недавно наше региональное министерство образования и науки выдвигало идею отказаться от домашних заданий либо свести их к минимуму. На деле все получается наоборот. Кроме того, непонятно, почему онлайн-платформы наши педагоги продолжают использовать столь односторонне – лишь для повторения и дома. Не потому ли, что от них требуют отчитаться по «цифровизации»?

Полина АРСЕНЬЕВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ, Techfusion.ru, Licey-moskvich.ru.