Чудеса Индии

Вернисаж Виктории Харченко: яркость полотен полуденной земли.

Виктория Харченко представила очередную экспозицию, полную жаркой экзотики. В галерее Калужского дома музыки расцвели краски Индии, «согретые солнцем».

Виктория явилась на выставку в образе буддийской монахини – вся в желто-оранжевом, подстриженная под ноль.

– Какие религиозные, идеологические причины подвигли вас расстаться с волосами?

– Никакие, захотелось похулиганить.

– Каково ваше отношение к живописному наследию двух ваших предшественников изображения Индии, Николая и Константина Рерихов?

– Мне ближе Верещагин.

– Отважный воин, писавший в «горячих точках» планеты! А какие опасности подстерегали в путешествии вас?

– Нам говорили, что вокруг много змей. На этюды я ходила в пять утра через луг в сандалиях. Но змей, к счастью, не встречала. Еще нас предупреждали, что в окно могут забираться обезьяны, но этого не произошло. Другой неожиданностью стала досрочная эвакуация в марте из-за пандемии. Мы провели в Индии двадцать дней.

– Как вы попали в эту сказочную страну?

– Я поехала с группой художников на пленэр, организованный Санкт-Петербургским центром гуманитарных программ во главе с художником Виталием Васильевым. Нам пришлось оплатить только билеты и частично питание. В 2020 году мы жили в городах Джайпур и Удайпур, а в 2019-м я была в Вишакхапатнаме.

– На ваших руках звенят яркие браслеты…

– …Это традиционные браслеты Раджастана, подарок организатора пленэра с индийской стороны.

– В экспозиции лежит ваша походная соломенная шляпа…

– … Она служит мне уже восемь лет, куплена в Италии.

– Что больше всего удивило в путешествии?

– Меня поразили люди, они эмоциональные, непосредственные, как дети, очень шумные, очень общительные, очень ярко одеваются, живут сегодняшним днем. Мне кажется, это потому, что в сорокаградусной жаре сложно напрягаться. Впрочем, жарко было в октябре, в Вишакхапатнаме, а в марте, в Джайпуре, температура была комфортная, плюс 20 — 25 градусов.

– Удалось увидеть животных?

– Обезьян, бурундучков, мангустов. На улицах пасутся хрюшки, коровки стоят прямо на дорогах, их объезжают машины.

– Какой самый вкусный фрукт удалось отведать?

– Много спелых манго.

– Сколько работ вы привезли из поездки?

– Только этюды. На этой выставке – 28 картин, пять из них выполнены по непальским материалам, остальные — по индийским. Виктория Харченко, уроженка Медногорска, окончила Калужский колледж культуры, Санкт-Петербургский академический институт имени Репина. Художница реставрировала росписи Санкт-Петербургского храма Успения Божьей Матери подворья Оптиной пустыни.

Около двух лет Виктория Харченко работала в Китае. Она выполнила серию картин «Китайские ремесла», преподавала основы рисунка и живописи в филиале колледжа Pivot Point в провинции Сычуань.
Член Союза художников России с 2010 года, Виктория Владимировна участвовала в реставрации шедевра архитектуры, Морского Никольского собора в Кронштадте. В 2016 году калужанка прошла педагогическую стажировку в Академии русского искусства во Флоренции.

Сюжеты выставки – «Загородный домик махараджи», «Кариатида форта Амбер», «Утро в Джайпуре», «Удайпур. Город озер», «Удайпур. Вид с террасы», «Солнечный Удайпур», «Розовый форт» и люди в ослепительных, как их природа, нарядах, с чистой верой молящиеся в водах священной реки.

«Улыбка из Канчарам», «Музыка Удайпура», «Жизнь у реки», «Мамины руки», «Желтая река», «Золотой урожай», «Рынок цветов» напомнят вам, что плен зимы не вечен. Набожные паломники изображены на пути к святыням на полотнах «Долгий путь», «Апельсин», «Уснувший на солнце», «По ту сторону гор», «Ветер в монастыре Сэра».

Музыканты попытались сгустить атмосферу Востока. Звучание ханга, ударного инструмента, состоящего из двух соединенных металлических полусфер, навевало тибетские мотивы.

Но происхождение новинки не имеет ничего общего с Востоком. Инструмент был создан в 2000 году швейцарцами Феликсом Ронером и Сабиной Шерер. Для этого авторы изучили карибские стальные барабаны, гонги, индонезийские гамеланы, гатамы, колокольчики, музыкальные пилы.

Ханг никогда не производился массово, а с 2014 года его выпуск прекращен, так что он – большая редкость. Алексей Юфа сыграл на этом подобии летающей тарелки. Говорят, звук инструмента обладает лечебным действием.

На открытии выставки это пришлось кстати, ведь многие «отважные» ценители живописи толпились в галерее без масок. Ароматические свечи внесли лепту в оздоровление воздуха, но правила проведения массовых мероприятий в годину пандемии никто пока не отменял.
Яркость полотен полуденной земли, пышные букеты, подаренные поклонниками художнице, напомнили о приближении дня солнцеворота и весны.

Маргарита РАЗУМИХИНА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.