По бумажному льду

Владимир Андреев анализировал, почему в Калуге улицы чистят от снега и льда по нормативам, а не по погоде.

Нормативные документы для жизнедеятельности государства необходимы – это истина, которая не требует каких-либо доказательств. Однако частенько именно «бумажки с циферками» становятся непреодолимой преградой от здравого смысла.

Правила уборки снега на улицах городов написаны давно. Составляли их неглупые люди. Нормы действовали и помогали. Но времена изменились, поменялись климат, условия жизни, потребности людей, а пожелтевшие нормы остались прежними. Сегодня, как нам кажется, пришел момент, когда нужно все эти «циферки» коренным образом пересмотреть.

Тем более что придерживаться их во многом не имеют возможности и коммунальные службы. Пример? Пожалуйста. По норме посыпание песком тротуаров, по словам заместителя директора СМЭУ Калуги Сергея Буйнова, должно происходить по всей ширине дорожки. Где и когда вы, уважаемые читатели-калужане, видели тротуар, посыпанный полностью песком в гололедицу? Или этот пресловутый час после снегопада. А что делать, если снег идет сутками или «переход через ноль» случается по два раза на неделе? Как тут быть коммунальщикам?

Хотя мне непонятно, что мешает оставить после прохода техники или человека с лопатой песка не узкую струйку больного простатитом на дорожке, а нормально посыпанный во всю ширину тротуар. Песок экономим? Нет, скорее всего, у коммунальщиков банально не хватает сил и техники. Это косвенно признают и в руководстве СМЭУ Калуги.

Ежедневно на уборку в городе выходит чуть больше сотни рабочих. По нормативу, может, и достаточно. Действительно, в каких-нибудь 70 — 80-х годах, когда не разрослись еще правый берег и отдаленные районы, когда в городскую черту не вошли пригородные деревни, такого количества рабочих, может быть, и хватало. Но сегодня же все изменилось. А бумажка осталась.

Вот и приходится калужанам при любой зимней непогоде выходить на работу или в магазин, как на минное поле. И не знаешь – дойдешь или нет. Купишь хлеб или окажешься в палате на растяжке с гипсом.

Другой вопрос – а кто должен менять все эти пресловутые нормативы? Неужели у городских властей недостаточно прав на столь локальные изменения во всемогущей бумажке? Если нет, то тогда резонно возникает другой вопрос: а зачем нам такая городская власть? Если есть у горуправы полномочия, еще более резонный вопрос: почему не воспользовались? Неужели не видят они лавину фото и гневных постов горожан в социальных сетях, в том числе и созданных городскими чиновниками группах? В конце концов, если реально они не могут по какому-то их внутреннему закону изменить этот злополучный норматив, что мешает городским властям выйти с предложением в Законодательное собрание Калужской области? Спокойнее, конечно, тихо сидеть в кабинетах и посматривать в окно: вот сейчас снег растает, а вместе с ним и проблема, чего суетиться…

Еще один нормативный документ, с которым я не согласен, — это деление дорог (а вместе с этим, получается, и жителей) на категории. Если тебе посчастливилось жить у дороги первой категории, ты белый человек. У тебя всегда чисто и на тротуарах нескользко. Если твой дом расположен на дороге третьей категории, твой удел — ковылять в позе пингвина и, чертыхаясь, молить судьбу не шлепнуться по дороге на работу.

Здесь ответ практически всех коммунальных чиновников един. Первая и вторая категории – это дороги, по которым двигаются общественный транспорт и школьные автобусы. Понятно, ничего против не имею, но зачем делать остальных граждан людьми третьего сорта? Норматив?

Наконец, в ходе выяснения причин столь неблагополучного зимнего коммунального положения в Калуге обозначилась еще одна проблема. Банальная несогласованность действий всевозможных служб и учреждений. Вроде бы за чистоту в городе отвечает управление городского хозяйства, на деле же не все так просто.

По сути, коммунальная карта города напоминает старое одеяло в разноцветных заплатках какого-нибудь дореволюционного бедняка. Управляющие компании, ТСЖ, частная собственность фирм и отдельных людей, госучреждения, отделы правоохранительных органов власти — все они, получается, отвечают каждый за свой участок работы.

А почему здесь песком тротуар не посыпали? А это должен собственник делать. А почему дорогу не до конца почистили? Машины мешают, мы не можем их насильно эвакуировать. А почему здесь снег лежит? А это с крыши лавина была – мы крыши не чистим. И так далее, и так далее, и так далее…

Проблема эта не нова, она была актуальна и при заорганизованном плановом советском строе. Помните знаменитую миниатюру Аркадия Райкина про пиджак. «Кто шил пиджак?» — «Мы!» — «А вы персонально что делали?» — «Я пришивал пуговицы. К пуговицам претензии есть?» — «Нет». Город – тот же пиджак. В нем все важно: и пуговицы, и подкладка, и карманы. И только если все элементы подогнаны под общие лекала, надежно, качественно сшиты – пиджак красив и удобен. 

На мой взгляд, нельзя делать козлами отпущения только тех, кто в любую непогоду машет лопатой на дороге или сутками сидит в бобкете. Эти люди делают свое дело, чаще всего честно и добросовестно. Организация труда, нормативы и согласованность действий — вот, на мой взгляд, три основные причины «ледникового периода» коммунальной сферы города.

Владимир АНДРЕЕВ.

Фото автора.

В продолжение темы. Заместитель директора СМЭУ Калуги Сергей Буйнов 25 января был гостем стрима ютуб-канала «Знамя». Посмотрите запись, разговор шел именно о причинах плохой уборки улиц и тротуаров от снега и льда.