Мы помним, редактор!

С именем Ивана Фомина связано самое трагическое событие в истории «Знамени».

Новый, 2021 год вступил в свои права. Как обычно, до весны время пролетит быстро. А пока мы только набираем обороты, строим планы, подводим итоги…

Для знаменцев начало года, а точнее, 11 января, – день особый. Тридцать лет назад на своем рабочем месте погиб главный редактор издания – Иван Иванович Фомин. Такого в истории калужской журналистики не было. Впрочем, в позднейшей истории СССР подобное тоже случилось впервые. Резонанс от страшного инцидента был огромным, о нем писали практически все ведущие СМИ страны.

От коллег не раз слышала про то, каким человеком был Иван Иванович. Старые знаменцы описывали: человечный, трудоголик, хороший мужик. И с горечью говорили о событиях того январского дня. Собственно, журналисты вспоминали его частенько, ведь главредом Фомин стал на закате советской эпохи, взяв в руки управление СМИ в период перемен. Непростая задача, особенно когда у тебя самого есть твердые политические убеждения.

До некоторой поры в редакции работала жена Ивана Ивановича, Нина Фомина. Мы, молодые тогда журналисты, зная об их родстве, с вопросами не приставали. Все подробности узнавали от тех старших коллег, кто находился тогда в здании. Честно говоря, кровь стыла в жилах…

Евгения МИЛЕНУШКИНА («Знамя»):
– День 11 января 1991 года запомнили все работавшие в те годы знаменцы. В обеденный перерыв раздался непонятный грохот, и одновременно во всех кабинетах заведующих отделами зазвонили красные «фоминские» телефоны. Помню, подняла трубку, а вместо голоса редактора – недоуменные выкрики моих коллег. Выбежали из кабинетов и увидели тщедушного мужичка, в руках – оружие, и визгливый голос: «Всем стоять!»

Сегодня подобные теракты стали чуть ли не обыденностью, а в те годы прошлого века большим событием была даже драка на улице. И потому невозможно было поверить, что в стенах редакции произошло убийство и нашего редактора увозит скорая помощь. Но мы были абсолютно уверены, что Фомин, такой сильный и здоровый, всегда подкалывающий нас за боязнь сквозняков, скоро вернется на работу. Не вернулся больше никогда. И очень долго прошитая пулями дверь его кабинета пугала пустотой.

Через день следователи привели в его кабинет типа, которого и человеком-то назвать язык не поворачивается. Его ввели в наручниках, но он не выглядел испуганным и подавленным. Неожиданно подошел к газетной подшивке, полистал, как бы демонстрируя свою геройскую правоту.

А еще спустя какое-то время стол, за которым работал Иван Фомин, забрал как память о друге редактор областной молодежки Игорь Бабичев. Для себя же я затвердила урок, данный мне моим любимым редактором: если к журналисту пришел с какой-то бедой человек, ты должен бросить все свои дела, выслушать его и постараться помочь. А если ничего не получится, то ведь бывает так, что кому-то важно просто поговорить по душам.

Сейчас, спустя три десятилетия, в Доме печати установлена памятная доска Ивану Ивановичу. В Калужской области вручается ежегодная премия в области журналистики имени Фомина. Жизнь идет своим чередом, меняются и СМИ, уходят в прошлое печатные издания, переходя на бескрайние просторы Сети. Но для нас, семьи знаменцев, 11 января останется датой, которую забывать мы не станем. Потому что нельзя.

Виктория АЛЕКСЕЕВА, главный редактор «Знамени».

Фото из архива издания.