Митрополит Климент: в любых обстоятельствах сохраняйте веру и верность Господу!

Интервью митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, газете «Русь Державная» (в сокращении).

– Многоуважаемый Владыка, в посвященном Вам фильме Вы произносите запоминающиеся слова: «Господь дает нам жизнь для того, чтобы мы делали добро, чтобы мы развивались в любви и вере. Важно нам любить Россию. Такой, какая она есть. Мы сами ее делаем. Кто Россия? Это мы». Читатели нашей газеты – это люди, для которых православная вера, Отечество, будущее России не пустые слова. Как укрепить их, Владыка, в этих чувствах?

– Чувство любви к Родине, стремление послужить ей, жить по-христиански – это высокие, достойные побуждения. Праведный Иоанн Кронштадтский отмечал, что земное отечество «есть преддверие Отечества небесного», поэтому мы должны его любить и быть готовыми положить душу свою за него.

Самыми яркими патриотами я бы назвал русских святых, в первую очередь равноапостольного князя Владимира, которой понимал, что для создания крепкой страны необходим духовный стержень, стержень православной веры. Крещением Руси он на века предопределил путь развития государства. Другой пример – служение святителя Алексия, митрополита Московского и всея России чудотворца. Угодник Божий стал миротворцем в эпоху братоубийственных распрей и частых набегов ордынцев. Он не побоялся поехать в Золотую Орду, чтобы свидетельствовать там о православной вере, и исцелил слепую супругу хана Узбека Тайдулу. Митрополит Алексий воспитал истинными христианами князей Димитрия Донского и Владимира Храброго, двоюродных братьев. Они уважали друг друга и стремились любые разногласия разрешать мирным путем, следуя евангельским заповедям. Таким образом, святитель уберег Русь от новой возможной междоусобицы и помог укреплению Москвы.

Еще пример – жизнь преподобного Сергия Радонежского. Святой жил в лесу, в уединении, однако столько сделал для нашего народа, что был назван «игуменом земли Русской». Преподобный стал преемником исихастской традиции. Он не только горячо молился за Русь, мы знаем, что его духовная поддержка во многом решила исход Куликовской битвы, но и научил умной молитве своих учеников. Из монашеской обители, основанной святым Сергием, вышли подвижники веры, которые основали монастыри по всей стране.

Я привел лишь несколько примеров, а их ведь очень много. Вспомним святителя Филарета Московского, праведного Феодора Ушакова, блаженную Матрону Московскую, святителя Луку (Войно-Ясенецкого) и других святых. Эти люди не только совершали подвиг веры, но и немало сделали для России. Постараемся следовать примеру угодников Божиих – быть верными Господу и любить родную страну.

Как говорил святитель Филарет Московский, «худой гражданин земного отечества и небесного недостоин». Потому станем самоотверженно трудиться на благо Отечества и Русской Православной Церкви.

– У всех на устах эпидемия коронавируса. На наших глазах в течение двух месяцев кардинально изменилась наша жизнь во всех ее внешних проявлениях. Мы видим растерянность многих людей, страх перед будущим, перед тревожащей неизвестностью. Что каждый на своем месте мог бы и должен сделать, чтобы совокупными усилиями сдвинуть ситуацию, если это возможно, в положительном направлении?

–  Любые бедственные ситуации случаются по нашим грехам, и Господь через них призывает нас к покаянию. Для Бога ценна человеческая жизнь, но еще более ценна бессмертная душа каждого человека. Творец делает все, чтобы мы наследовали вечность. «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших» (Иез. 33, 11), – так обращается к каждому человеку Господь.

Образцы христианского поведения показывают люди разных времен. В самые сложные исторические моменты они молились и просили Бога простить их прегрешения. В переводе с греческого слово «покаяние» значит «перемена ума». Поэтому христиане всегда старались не только исповедовать грехи словесно, но изменить образ жизни, образ мыслей, направить свою волю на борьбу с грехом.

В «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина есть подробное описание того, как русские православные люди вели себя, узнав о приближении к Москве Тамерлана. Известно, что он отличался особой жестокостью, а Москва в то время была истощена постоянными разорительными набегами ордынцев. Историк пишет: «Все церкви Московские были отверсты с утра до глубокой ночи. Народ лил слезы пред алтарями и постился. Митрополит учил его и вельмож христианским добродетелям, торжествующим в бедствиях». Угроза была настолько велика, что многие люди трепетали перед грядущими бедствиями. Тогда по просьбе великого князя из Владимира была принесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Люди становились перед ней на колени и просили Матерь Божию спасти их от смерти.

Митрополит Киприан, священнослужители, княжеская семья, бояре, простые люди приняли святыню «с восхищением, как залог мира и благоденствия». Впоследствии стало известно, что Тамерлан отступил именно в тот день и час, когда жители Москвы с молитвой встретили икону Пресвятой Богородицы.

Это лишь один из примеров, показывающих, что каждый человек может повлиять на ситуацию молитвой и покаянием. Господь готов защитить «избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь», однако в Евангелии говорится и о том, что Иисус Христос, «придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18, 7, 8). Для нас настало время проявить твердость, уповать на Бога. Имеющему твердую веру в Него все будет возможно (Мф. 17, 20).

– Третьего апреля Святейший Патриарх Кирилл совершил объезд нашей столицы с чудотворной иконой Матери Божией «Умиление». Во многих епархиях совершаются сейчас воздушные и автомобильные крестные ходы со святыми иконами. Пятого апреля Вы, Владыка, совершили объезд Калуги с чудотворным списком Калужской иконы Божией Матери, покровительницы Калужской земли, избавительницы от смертоносных болезней, и ковчегом с мощами преподобных Оптинских старцев. Как объяснить людям важность этих церковных священнодействий?

– Для чего необходимы такие крестные ходы? Существует множество примеров, когда во время бедствий, войн, эпидемий люди шли крестным ходом с чудотворным образом Пресвятой Богородицы, соборно молились, священники окропляли людей и дома святой водой.

Случаев благодатной помощи Божией и милости Царицы Небесной очень много. Такие события связаны с Казанской, Смоленской, Владимирской, Донской и многими другими иконами Матери Божией.

Через Калужский образ Пресвятой Богородицы Заступница Русской земли не раз спасала людей от напастей: все эти случаи описаны в истории иконы. В сентябре 1771 года по совместным молитвам перед этой иконой и горячей вере людей Пресвятая Богородица избавила наш край от чудовищной эпидемии чумы. Люди тогда вымирали домами, семьями. После общего крестного хода с пением молитв и общенародного молебна бедствие прекратилось.

Думаю, такие исторические события должны послужить нам добрым уроком. Не всякую беду под силу остановить человеческими усилиями. Конечно, мы должны делать все возможное в нынешней ситуации, соблюдать предписанные меры предосторожности, но должны и помнить, что христианин главным образом возлагает надежду на Бога и Его Пречистую Матерь.

– Одной из волнующих и горячо обсуждаемых в православной среде проблем является вопрос об электронной идентификации личности. «Церковь озабочена человеком, его жизнью и, может быть, одним из самых важных измерений человеческой жизни – человеческой свободой, – заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Мы не должны покупаться ни на какие игрушки, в том числе цифровые, чтобы в какой-то момент не оказаться рабами этой технологической цивилизации, центром управления которой будет не наша суверенная страна». Как бы Вы, Владыка, пояснили нашим читателям смысл этих слов?

– Святые подвижники Церкви говорили, что Всещедрый Бог одарил человека свободой, дал ему возможность делать нравственный выбор, совершенствоваться в добре. Все это находится в воле человека. Благодаря дару свободы человек может, созерцая мир, познавать Самого Творца.

Но ум человека связан заблуждениями и сомнениями, воля его окована страстями, сердце наполнено тревогой. Однако «прилепись к Господу – и Он успокоит тебя», – призывает святитель Феофан Затворник. Только Господь может просветить ум, освободить волю от уз неправды и сделать человека истинно свободным (см. 2 Кор. 3, 17).

Если же православный христианин следует евангельским заповедям, постоянно понуждает себя к добру, верит, что Господь может воскресить, обновить его душу, то такой человек еще на земле может стать причастником небесного блаженства (ср. Лк. 17, 21). Поэтому свобода — это дар, который необходимо оберегать от посягательств, предпочитая его всем земным сокровищам и благам (ср. Мф. 6, 19–21). Иначе есть опасность уподобиться Исаву, который променял благодать первородства, свой Божественный дар, на чечевичную похлебку.

– На однажды заданный вопрос: «Какая Ваша любимая книга из Священного Писания?» – Вы ответили: «Я постоянно читаю Евангелие. Когда я был школьником, мне сказали, что до 14 лет я должен 4 раза прочитать всех четырех евангелистов. Я стремился это воплотить и с тех пор привык ежедневно читать Евангелие. Сколько удастся прочитать в день, зависит от времени и возможностей. Читаю текст по порядку и минимум сюжет или притчу прочитываю полностью. Бывает, и две главы могу прочитать. И каждый раз нахожу в тексте новое. Вроде бы знакомые слова раскрываются по-новому, так что сам удивляюсь, почему раньше я чего-то не видел, не понимал, не почувствовал, не воспринял. Евангелие – это кислород для души». Как можно объяснить это неискушенному в православии человеку?

– Что такое Евангелие для православного христианина? Это книга жизни, и, по замечанию cвятителя Игнатия (Брянчанинова), ее надо читать постоянно и читать жизнью. Оно дано нам для нашей веры, что «Иисус есть Христос, Сын Божий» (Ин. 20, 31), и через Него мы обретаем вечную жизнь. Главный лейтмотив Евангелия – мы призваны для вечной жизни, и ее мы обретаем во Христе, через Его страдания, Крестную смерть и Воскресение. Это не только книга духовной мудрости, но практическое руководство для тех, кто хочет обрести спасение.

О чем говорит нам Евангелие? Кем мы становимся во Христе и как это реализовать. Я уже говорил, что необходимо иметь любовь к Богу. А что значит любить Бога? Евангелие доносит до нас, как говорил об этом Христос: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23).

Эта Богодухновенная книга учит нас следовать примеру Господа, руководствоваться примером Его земной жизни, Его поступками и словами. По этой причине каждый раз, когда открываешь Евангелие, находишь там что-то новое. Возрастая духовно, человек начинает глубже понимать прочитанное, открывать для себя все больше в этом мире и в этой жизни.

Главное, мы должны помнить, что Евангелие написано святыми мужами по вдохновению от Святого Духа. Автором этой книги является не человек, а Дух Святой, и поэтому, читая эту Книгу, человек беседует с Самим Богом. Душа человека через слово Евангелия напитывается кислородом вечности и постепенно приучается пребывать в добре, она начинает любить добро и тянется к высокому, святому. Как свидетельствуют святые отцы, чтение Евангелия приносит добрые плоды. Святитель Иоанн Златоуст приравнивает чтение Евангелия к наслаждению благоуханием райских цветов, эфир которых питает душу.

– Многоуважаемый Владыка, будем признательны Вам за Ваши пожелания читателям нашей газеты и православным верующим.

– Уважаемые читатели газеты «Русь Державная», в дни празднования Светлого Воскресения Христова желаю вам в любых обстоятельствах жизни сохранять веру и верность Господу нашему Иисусу Христу. Мы должны помнить, что в человеке важнее всего его дух. Будем молиться и просить Бога, чтобы он укрепил нас в испытаниях земной жизни и сделал наследниками Воскресения, сподобил вместе с праведными предстоять перед Богом в великой радости.

Христос воскресе!

Андрей ПЕЧЕРСКИЙ.

Полную версию интервью читайте на сайте газеты «Русь державная».