Задраить бензобаки!

Около трети АЗС в Калужской области не проверяют. И все законно.

В Обнинске в бензобаки заливали воду. Эта история стала одной из самых обсуждаемых среди калужских автомобилистов на минувшей неделе. Инцидент произошел на одной из сетевых АЗС, сейчас уже выяснены причины произошедшего. Однако этот частный случай заставил посмотреть на общую картину с заправками в Калужской области.

Итак, на АЗС, расположенной на Киевском шоссе в Обнинске и принадлежащей «Газпромнефти», 27 февраля больше десятка машин получили в бензобаки не АИ-95, а мутную воду. В результате, отъезжая от бензозаправки, они глохли посреди трассы. По разным данным, пострадали от двенадцати до семнадцати автомобилей, вернее, их владельцы.

Представители компании «Газпромнефть» оперативно отреагировали на ситуацию: реализацию топлива приостановили через пару часов после появления жалоб, учинили проверку и вскоре распространили официальную информацию, что «27.02.2020 на АЗС № 430 в Обнинске произошла нештатная ситуация — аварийное попадание воды в резервуар с бензином АИ- 95».

Пострадавшим принесли извинения и пообещали компенсировать расходы за некачественное топливо и на ремонт автомобилей. Деньги за воду, залитую в баки, вернули в тот же день, пишут жители наукограда в соцсетях. Что касается затрат на реанимацию машин после печальной дозаправки, автовладельцам их возместят после направления претензии в адрес компании. Если, конечно, водителям удастся доказать, что поломка произошла именно из-за некачественного топлива.

Продемонстрированная представителями «Газпромнефти» расторопность, конечно, вызывает одобрение. Однако под ней могут скрываться и меркантильные интересы. И дело не только в сохранении репутации, но и попытке избежать серьезных экономических санкций. В стране действует закон об оборотных штрафах на топливном рынке, который жестко карает за продажу некачественного бензина и дизтоплива.

Если нарушение будет доказано, сумма штрафа составит один процент от выручки, полученной при реализации моторного топлива за год, предшествующий инциденту. За повторное нарушение штраф повысят уже до трех процентов от выручки АЗС. Так как обороты автозаправок колеблются от пятидесяти до нескольких сотен миллионов рублей в год, то и штрафы — миллионные. Но все же ситуация, произошедшая в Обнинске, для нашего региона, скорее, исключение. На большинстве крупных автозаправок в Калужской области качество бензина нареканий не вызывает. Об этом свидетельствуют проверки, которые периодически учиняет территориальная инспекция ЦМТУ Росстандарта.

По крайней мере, в конце января за подписью руководителя отдела Сергея Захарова был опубликован оптимистический отчет ведомства о результатах контроля нефтепродуктов на АЗС региона.

«В 2018 и 2019 годах территориальный отдел (инспекция) по Калужской области ЦМТУ Росстандарта проводил проверки качества топлива на АЗС крупных сетевых компаний, таких как «Газпромнефть-Центр» и «Калуганефтепродукт».
Нарушений выявлено не было. У этих компаний имеются собственные службы контроля. Такая работа обеспечивает стабильность качества топлива на сетевых АЗС»,

— значится в отчете Сергея Захарова.

Однако в этой бочке меда без дегтя не обошлось, который добавил сам руководитель регионального представительства Росстандарта. Сергей Захаров признает, что пока крупные игроки стараются следить за своими АЗС, владельцы небольших заправок вообще не ведут контроля.

«У них отсутствуют договоры с лабораториями на периодическое испытание реализуемого топлива. При этом территориальный отдел (инспекция) по Калужской области ЦМТУ Росстандарта не имеет права проводить плановые проверки субъектов малого предпринимательства. Это связано с тем, что с 2016 года введен мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Он будет действовать до 31 декабря 2020 года»,

— написал начальник Калужского отдела Росстандарта.

Учитывая, что из более чем 160 АЗС, реализующих топливо в Калужской области, 70% — это сетевые организации («Газпромнефть-Центр», «Лукойл-Черноземьенефтепродукт», «Лукойл- Югнефтепродукт», «Калуганефтепродукт»), оставшиеся являются представителями малого бизнеса, и почти треть заправок в регионе вообще никто не проверяет.

Что льют в бензобаки там и насколько честно соблюдают оплаченный водителями литраж топлива, остается на совести самих владельцев мелких АЗС.

Причем, как правило, такие точки продаж бензина потому и выживают, что поблизости нет конкурентов. И, следовательно, у местных водителей нет альтернативы: льют в бензобаки то, что дают. Впрочем, и с проверками крупных заправочных станций тоже не так все оптимистично, как хотелось бы.

О своих визитах контролеры обязаны предупреждать компании заблаговременно, навещать нечасто. И АЗС, естественно, успевают подчистить хвосты, навести марафет и залить в резервуары бензин такого качества, чтобы проверяющие остались довольны. Вот и получается, что кошмарить бизнес у нас нельзя, а он нас может.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото car-glonass.ru.