И вот уже зовут по матчеству

Мы выяснили, дают ли калужанки свои имена детям вместо отчества.

«В России появился новый тренд — давать новорожденным вместо отчества матчества» — под такими заголовками появилось сразу несколько статей в СМИ. Журналисты, а за ними и блогеры быстро среагировали на историю жительницы Томска Марии Чернобровкиной, которая назвала дочку Елизаветой Марьевной, записав в свидетельство о рождении свое имя вместо имени биологического отца ребенка.

После прецедента в сибирском городе сотрудники разных изданий выяснили, что это не единичный случай в стране. Мол, и в столичных загсах все чаще записывают в графе «отчество» матронимы, и жительница Барнаула поменяла отчество на матчество в 25 лет при замене паспорта, и в Екатеринбурге мужчина решил в документах записать себя Веро-Викторовичем.

И вот уже в интернете, на платформе «Российская общественная инициатива» и сайте change.org, размещены петиции с просьбой законодательно разрешить в Российской Федерации матчества. Как уверяют авторы обращения, для «достижения большего равноправия в семейных отношениях и правах женщин». Дескать, если биологический отец не участвует в воспитании ребенка или, к примеру, вообще сделана процедура ЭКО, для которой взяты материалы от анонимного донора, зачем заставлять женщину что-то выдумывать? Давайте-де законодательно разрешим обе возможности — давать ребенку не только отчество, но и матчество, а там уже пусть каждый решает сам, какой воспользоваться.

— Сейчас мы руководствуемся статьей 58 Семейного кодекса РФ, по которой у женщины, не состоящей в браке, фамилия ребенку дается по матери, а имя и отчество — по ее указанию, — поясняет начальник управления ЗАГС Калужской области Ольга Сидорова. — Но отчество обязательно должно быть образовано от мужского имени, если иное не основано на национальном обычае. В той же истории с жительницей Томска ей пришлось доказывать нашим коллегам, чтобы они записали в свидетельстве о рождении именно «Елизавета Марьевна», что есть такое мужское имя — Марий.

По словам Ольги Сидоровой, в загсах Калужской области откровенных матчеств, скажем, Натальевич или Еленовна, пока в документы не вписывали. Однако со стопроцентной уверенностью утверждать, что калужанки не дают своим детям матчеств, нельзя. Ведь есть такие варианты имен, от которых матронимы образуются так же просто, как и патронимы (то есть отчества), — Александр (а), Евгений (-ия), Валерий (-ия), Юлий (-ия).

В определенной степени подтверждает мысль о латентных матчествах и статистика, представленная региональным загсом по итогам 2019 года. «В зарегистрированном браке в Калужской области в прошлом году родились 79% детей», — сообщили в управлении. Следовательно, каждый пятый ребенок родился в неполной семье. И какие отчества получили эти дети, знают только близкие. Может, по традиции матери-одиночки давали новорожденным отчества по именам своих отцов, может, все-таки вписывали в метрику истинного родителя.

— Последние лет пять мы ежегодно констатируем, что матери около 20% детей, появившихся на свет в Калужской области, не приносят в загсы для регистрации рождения свидетельств о браке, — уточняет Ольга Сидорова.

Оценивая новое веяние в сторону матчеств, начальник управления ЗАГС призналась, что ее тревожит появившаяся тенденция. Ольга Сидорова не исключает, что, поддавшись моде, калужанки будут настаивать на вписывании в графу «отчество» разных вариантов. Зачастую, не убедившись в благозвучности их сочетания. На это же напирают и многие комментаторы в соцсетях, мнения которых можно объединить под общим лозунгом «Не портите жизнь ребенку!».

Но, думается, есть в ситуации с появившимися матчествами и другая тональность. Представители сильной половины все больше уступают свои позиции, перестают быть кормильцами и непререкаемыми главами семей. Женщины, перестав видеть в мужчине опору, становятся более самостоятельными.

В нашем обществе все ощутимей сдвигается «центр тяжести» решения различных проблем на женские плечи. И вот уже кого-то зовут по матчеству. Впрочем, вряд ли в ближайшее время в Российской Федерации законодательно закрепят матронимы наравне с отчествами. Это предложение отклика пока не находит.

Под петицией «Разрешить давать ребенку при рождении в качестве отчества имя матери» на платформе «Российская общественная инициатива» за проголосовали всего 539 человек, против — 1 042 (данные на конец января). А чтобы предложение было изучено экспертными группами для рекомендации к рассмотрению Госдумой, необходимо 100 тысяч голосов. Так что традиции пока сильней.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ  и Игоря РУЛЁВА.