Карта в будущее

«Безнал позволяет избежать фактов мелкого воровства со стороны кондукторов» – Вадим Витьков.

Введение безналичной оплаты проезда в транспорте – один из шагов к электронному кошельку.

В том, что повсеместное использование терминалов для безналичной оплаты проезда в транспорте поможет в дальнейшем жителям Калужской области пользоваться новыми сервисами, убежден директор МУП «Управление калужского троллейбуса» Вадим Витьков.

Муниципальное транспортное предприятие областного центра уже несколько лет предоставляет пассажирам возможность заплатить за проезд банковскими картами. И если коммерческие перевозчики последуют этому примеру, у калужан есть все шансы обзавестись так называемым электронным кошельком.

 

Как стало понятно из нашего с ним разговора, Вадим Витьков живо представляет себе такое калужское будущее, тем более примеры-то уже есть. Взять хоть соседствующую с регионом столицу с ее «Картой москвича». Этот именной пластиковый прямоугольник – ключ к городской инфраструктуре: можно и проезд оплатить, и коммуналку, в ней «забиты» льготы, на которые имеет право человек, и т.п.

Калуга же сделала пока лишь первый, маленький, шаг в этом направлении. Подвижки начались именно в УКТ, когда с апреля 2017 года у его пассажиров появилась возможность не мелочь отсчитывать на билет, а просто приложить банковскую карту к устройству, которые раздали кондукторам в муниципальных троллейбусах и автобусах. За прошедшие с того момента два с половиной года процент пассажиров, предпочитающих безналичный расчет, пусть медленно, но растет.

По словам Вадима Витькова, если в декабре прошлого года такой способ использовали 7%, исключая льготников, то сейчас уже 20%.

— Все льготные категории граждан у нас имеют на руках электронные проездные. При этом на льготников приходится примерно половина от общей численности пассажиропотока в месяц. Соответственно уже 70% калужан, предпочитающих муниципальный транспорт, оплачивают проезд в нем безналичным способом,

— подсчитал Вадим Витьков.

Выгодно оплачивать проезд безналично и людям, и предприятию, и городу. Для пассажиров плюс, например, в быстроте обслуживания. Организации-перевозчику безнал позволяет избежать фактов мелкого воровства со стороны кондукторов, а муниципалитету – контролировать финансовые потоки, попадающие под налогообложение. Именно последнее тормозит частных перевозчиков в переходе на безналичную оплату проезда, считает Вадим Витьков.

Сейчас коммерческие автобусы и маршрутки не балуют своих пассажиров раздачей билетов за проезд, следовательно, отследить их прибыль очень сложно. Безналичный расчет вскроет этот «серый кэш», поэтому частные перевозчики не стремятся устанавливать в салонах своих транспортных средств терминалы. Но в конечном итоге это не дает развиваться и всей транспортной инфраструктуре Калужской области, стопорит возможность введения единой электронной карты для пассажиров.

— В идеале унифицированная электронная карта должна работать на любом транспортном средстве любого перевозчика как в Калуге, так и во всем регионе, — продолжает размышлять руководитель управления Калужского троллейбуса. – На карту можно будет класть любую сумму и оплачивать с ее помощью проезд хоть в Сухиничах, хоть в Обнинске, даже если ты приобрел ее в Калуге. В дальнейшем мы и вовсе можем прийти к электронному кошельку, чтобы по такой же схеме – положил деньги и оплатил услугу – пользоваться его возможностями при расчетах за жилищно-коммунальные услуги, например, или оплату обедов и завтраков вашим ребенком в школьной столовой. 

Как заверил Вадим Витьков, технически все это не так сложно, тем более в тех электронных проездных, которые выдает муниципальное предприятие, уже гипотетически заложены возможности расширения спектра их использования. А те пассажиры, кто сейчас пользуется электронными проездными, экономят семейный бюджет. Ведь стоимость одной поездки для них составляет не девятнадцать, а пятнадцать рублей. Таким бонусом МУП «УКТ» старается приучать своих пассажиров пользоваться в транспорте «пластиком». На будущее.

Наталья ТИМАШОВА.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.