Елена Дробышева. Ключи от самой себя

Ее героини трогательные и ранимые, хрупкие и беззащитные. Кажется, ты эту женщину буквально вчера видел в троллейбусе или в соседнем магазине. В этом и есть талант актрисы, чтобы зритель видел не игру, а настоящую жизнь. В категорию «светских львиц» Елену Дробышеву никак не отнести — она совсем другая…

Можно ли назвать счастливой девочку, которая родилась в семье, где мама Нина Дробышева и папа Виталий Коняев — народные артисты, сыгравшие главные роли в замечательном советском фильме Григория Чухрая «Чистое небо»? Все как раз наоборот — рядом была только ласковая бабушка, а Лене так хотелось, чтобы мама почитала ей сказку, а папа посадил на колени. Хорошо помнит один только день на даче, когда открылась калитка и вошли мама и папа. Но это был единственный раз. Дальше у них был развод, причину которого объяснять ребенку родители сочли лишним.

Да мало ли таких по жизни примеров! И ничего! Лена оказалась другой — она, точно раненый зверек, замуровалась в своей скорлупе, спасаясь от глупых вопросов и насмешек одноклассников. Отца она просто вычеркнула из своей жизни, несмотря на его бережное внимание к дочери, мама же оставалась для нее Богиней, даже чем-то вроде иконы, на которую ей хотелось молиться. Да только ее рядом с ней никогда не было. Гастроли, новые роли, а потом и новый муж, и новый ребенок. А потом снова развод.

После школы поступать в ГИТИС она решила не по совету мамы, а сама, чтобы быть, как она. Но то, что факультет «Театроведение» не для нее («Какой из меня критик?!»), поняла с самого начала. Перешла в Щукинское училище.

Студенткой Лена была примерной — везде сплошные пятерки и похвалы. Потом, уже с дипломом, перебрала несколько театров (как водится!), а прочно бросила якорь в труппе московской «Луны». Театральные подмостки сделали ее сразу известной.

А дальше ее жизнь, как под копирку, будет повторять путь ее матери. Отличие только в одном — в кино девятнадцатилетняя Нина Дробышева блеснула всего раз в фильме «Чистое небо», но так, что он стал для нее главным вектором всенародной любви, а ее Эдит Пиаф в театре Моссовета на протяжении двух десятилетий собирает аншлаги. Что же касается дочери, то она давно превзошла свою мать по количеству сыгранных ролей, их у Елены за семьдесят!

Первые ее шаги в кинематографе были достаточно скромны. В основном Дробышевой предлагались проходные роли, но и их она играла блестяще, доказывая, что может играть все. Именно это и спасло ее в тяжелые девяностые годы, когда кино просто рушилось.

А Лена работала, режиссеры наконец-то ее разглядели и буквально «расхватали по кусочкам». И все же настоящая слава пришла к ней в начале 2000-х годов. Сериал «Другая жизнь» приковал к экранам телевизоров всю страну. Параллельно она снималась в «Огнеборцах», следом — «Анна Каренина», где Дробышева в роли Долли, бесспорно, переиграла Ию Саввину.

Итак, по актерскому мастерству мать и дочь очень близки. А в части личной жизни можно и не сравнивать — все одинаково. Как и обожаемая мама, Лена выскочила замуж в студенческие годы за актера Дмитрия Липскерова.

Три года он буквально ходил за ней как тень, даже по ночам прибегал к окнам любимой за пятнадцать километров с другого конца Москвы. Финал точно по «материнскому образцу» — и года не прожили, разбежались. Позже он признается: «Она никогда меня не любила, в голове у нее была только учеба». А сама Лена в одном из интервью обмолвится, что Дмитрий не смог простить ей аборт — он так хотел ребенка!

Второму браку предшествовала вроде бы страстная любовь. Актер Александр Кознов был безупречно красив, но опять же обычного женского счастья Лена не испытала и на этот раз. Возможно, причиной разрыва стали элементарные бытовые проблемы: денег нет, в магазинах пусто, продуктовые карточки. Отсюда бесчисленные упреки друг друга. Признается: «Я любила не тех мужчин». Благодарна своему мужу она только за то, что родила сына, который на сегодняшний день вместе с матерью — для нее центр мироздания!

И все же разрыв с мужем, а затем его безвременная смерть, отчаянное состояние потерянности и ощущение, что настоящее женское счастье — не для нее, серьезно отразились на ее здоровье.

Все чаще Дробышева проводила черту между собой и родителями — почему у них все так одинаково?! Ко всему этому стоит прибавить и работу в кино. Почему-то режиссеры подбирали для нее материал с похожими на ее судьбу сюжетами. В жизни неудачница, на съемочной площадке в очередной роли — такая же.

Точку в ее смятениях поставила многосерийная мелодрама «Ведьма» Сергея Борчукова, где ей была предложена главная страшная роль. Тут Лена по-настоящему перепугалась и категорически, несмотря на упорные уговоры, сказала нет. Ведьму она все же сыграла, но не злую — добрую, вроде знахарки. И все же общее состояние актрисы на съемочной площадке только множило тревогу. В голове копились вопросы, на которые она не находила ответ. Всю жизнь она гордилась тем, что мужчины так упорно пытаются разгадать код ее сущности. А теперь и она сама этот код не может опознать.

Пошла к психологу. Советы не помогли. Тогда она направилась к дверям вуза, решив постигнуть эту сложную науку.

Сегодня актриса и психолог Елена Дробышева уже освободилась от ненужных страданий и черных мыслей, сама учит молодых, сама способна подсказать, выправить ухабы на колдобинах человеческой жизни. Какое-то время вела интересную программу на телевидении «Поговори с ней», где обсуждались извечные женские темы: мужья, дети, измены, карьера, любовь. Увлеклась путешествиями, особенно в обществе своего сына. Он живет и работает во Франции, но всякий раз Лена делает невозможное, чтобы вырваться к нему. Она исправляет ошибку своей матери, которой ей всегда не хватало.

Еще по теме: