«Золотой поцелуй»

Под таким названием открылась экспозиция трех столпов модерна — Климта, Мухи и Тулуз-Лотрека в галерее Дома музыки. Конечно, это не подлинники, но качество печати передает каждый штрих знаменитых произведений.

Ар-нуво, сецессион, модерн — этот пряный, эротичный стиль упадка, эпохи предчувствия социальных потрясений и войн, поистине — пир во время чумы. Он отразился не только в творчестве, но и в драматических судьбах своих создателей.

Густав Климт родился в Вене в семье художника-гравера и ювелира. Он учился рисовать у отца, а затем в венском художественно-ремесленном училище. Уже в 26 лет Климт получил за заслуги в искусстве награду от императора, «Золотой крест».

В экспозиции сияют работы его «золотого периода». Позолота обрамляет лица и тела женщин — грешниц, преступниц, и просто заказчиц, как оклад — иконы. Прием использован во многих работах художника, но наиболее известной картиной является «Поцелуй». Судорожно изогнутая рука героини — симптом истерической контрактуры, да и многие другие работы Климта — прекрасные иллюстрации к трудам другого «венского шамана», Зигмунда Фрейда.

Богатый человек, которому молва приписывает до сорока внебрачных детей, был лишен тщеславия. «Я никогда не писал автопортретов. Меня гораздо меньше интересую я сам в качестве предмета картины, чем другие люди, прежде всего женщины. Во мне нет ничего особенного. Я художник, пишущий день за днем с утра до ночи», — говорил Густав Климт.

В фильме Рауля Руиса его тонко сыграл Джон Малкович, в мюзикле имени художника заглавную партию исполнил Андре Бауэр. Героини «золотых» картин стали персонажами сериалов аниме. Центр экспозиции — «Портрет Адели Блох-Бауэр», написанный Густавом Климтом в 1907 году. Спустя сто лет за него на аукционе заплатили сто тридцать пять миллионов долларов.

Второй автор экспозиции, Альфонс Мариа Муха, родился на задворках империи, в крохотном моравском городке в семье мелкого чиновника. Он лишь чудом получил художественное образование, стал театральным художником, иллюстратором, ювелирным дизайнером, плакатистом — идолом ар-нуво, гордостью Чехии.

Под его рукой этикетки мыла и леденцов, виньетки реклам спичек и велосипедов становились шедеврами. От этой гибкой, упругой линии глаз не оторвать, броши, выполненные из перламутра по эскизам Мухи, куда красивее и дороже бриллиантовых. Слава привела его в США, где чех преподавал в художественном институте Чикаго, создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке.

После возвращения в Чехию в замке Збирог, недалеко от Праги, Муха за восемнадцать лет написал двадцать монументальных полотен, изображающих историю славянских народов. Среди них — «Отмена крепостного права на Руси»!

Муха в юности стал масоном, а в 1930 году его избрали суверенным великим командором Верховного совета Чехословакии. Гитлер включил патриота, панслависта в список врагов III рейха. После захвата Праги в марте 1939 года старца пытали в гестапо, после издевательств он заболел и умер.

Произведения Анри де Тулуз-Лотрека начисто лишены приторности, ибо короткая жизнь графа была горька, как его любимый абсент. Жертва генетической патологии в результате близкородственного брака, он унаследовал болезнь «стеклянных костей».

Полутораметровый рост и внешность инвалида вызывали насмешки, для любви были доступны лишь профессионалки. Он рисовал карикатуры на себя самого и завел собаку, толстенького кривоногого бульдога — второе «я».

Лотрек работал, как одержимый, создав за двадцать лет 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5 084 рисунка, несколько керамик и витражей! Плакаты экспозиции несут отсвет искусства постимпрессионистов и японских гравюр.

Мучительная и яркая жизнь художника отражена в серии комиксов, нескольких кинофильмах.

Зрители смогут столбенеть перед завораживающими образами до 19 августа.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.