Многоликое время Арепьева

Масштабная юбилейная экспозиция заслуженного художника России Владимира Арепьева в Выставочном зале Союза художников — картина не только творческого пути автора, но и перипетий истории Калужской области. Семидесятипятилетие родины космонавтики и 70-летие живописца переплелись сотнями нитей.

На открытии персональной выставки все выступавшие, коллеги и поклонники, отмечали многоликость творчества Владимира Александровича.

Но какому бы направлению он ни отдал предпочтение: импрессионизму, реализму, суровому стилю, кубизму, лучизму (перечислять можно долго), рука Арепьева всегда узнаваема.

Намек на разгадку — эпиграф альбома этюдов, цитата из «Приключений Алисы в Стране чудес». «Куда-нибудь ты обязательно попадешь, нужно только достаточно долго идти», — посоветовал Чеширский Кот Алисе. Творчество Арепьева — это сад расходящихся тропок, и автор щедро открывает для путника новые дали.

Питает его музу сама природа, мало кто так предан пленэрам, как Владимир Александрович. Искусствовед Галина Терентьева с теплотой рассказала об истоках этой любви. «Этюды — целая жизнь художника и его живописи, ставшая судьбой. Начало было в далеких от городской суеты местах, воспетых Андреем Платоновым, недалеко от поселка Епифань Тульской области, где в 1949 году Владимир Арепьев родился в семье потомственного горшечника — семье, жившей крестьянским трудом.

Деревенское детство ежедневно полно восторженных, радостных смятенных открытий: смена времен года, сельские заботы, хлопоты по хозяйству, праздничные гулянья — мир, согреваемый любовью родителей и близких, светел и открыт.

В Казанское художественное училище Владимир Арепьев приходит демобилизованным сержантом, сложившимся, по сути, человеком, еще не зная, что у него есть талант живописца, считает себя скромным самоучкой.

В 1974 году Владимир Арепьев приехал в Калугу. Отрадные безыскусные мотивы пейзажей — это любимые деревенские домики, баньки, без них не понять, что есть русское благо — речные дали, перелески… «Старый колодец с хорошей водой», «Зимний ручей», «Старая печка» — воплощение образа связано с душевным состоянием, передающимся зрителю. Порой многогранная трактовка элементов пейзажа и служит глубокой образной правде: будто «проживается» рельеф поверхности в этюде к картине «Земля» — художник видит ее словно из космоса.

Пейзажи окрестностей Калуги отличают ненавязчивость, недосказанность, в них нет позерства, авторской ловкости. Звучность, мажорность цвета — отклик восприимчивой и трепетной души художника на величие и необъятность красоты мира. Он делит этюды на «тихие», «громкие», «чистые» пейзажи и те, где пейзаж — среда обитания. Отобрать главное из натуры, овладеть искусством намека и обобщения — это и есть авторское перевоплощение увиденного».

Художник, мастер живописи, книжный график, Владимир Арепьев — член Союза художников России с 1982 года. Он ярко выступал в программах агитпоезда «Калужский комсомолец», представляя выставки калужских художников и проводя мастер-классы для жителей районов Калужской области. Там впервые проявился его талант к созданию перформансов, преподнесения искусства, рождающегося здесь и сейчас.

Многим калужанам памятны его затеи «Защитим телефонные будки», «Портрет по телефону», «Камни из-за пазухи». Свежо прозвучала акция «Главное, не имя, главное, живопись» в галерее «ЕХРО-88» на «Арт-Манеже» в Москве.

Автор многократно награждался дипломами и премиями выставок за лучшее произведение на городскую тематику «Поиск и эксперимент в искусстве», выставок, организованных Калужским областным отделением Союза художников. Владимир Александрович оформил областную «Книгу памяти», книги стихов и прозы калужских поэтов, писателей, краеведов, альбомы и буклеты калужских художников.

На первом Всероссийском конкурсе краеведческой литературы «Наше культурное наследие» Владимир Арепьев получил диплом за дизайн и иллюстрации к книге о Циолковском и Чижевском.

Владимир Александрович — участник более ста художественных выставок и двадцати персональных. Автор проекта «Ее Величество Живопись», он организовал более двадцати пленэров в национальном парке «Угра», монастыре Спаса Нерукотворного пустынь, в агротуристических предприятиях области, на родине братьев Киреевских — в деревне Долбино.

Владимир Арепьев — зачинщик многих тематических групповых выставок, которые всегда основаны на внятной, актуальной идее. Талантливый организатор, он был председателем художественного совета и председателем правления Калужского отделения Союза художников России.

Репродукции картин Владимира Арепьева вошли в альбом «Новейшая история, 1991 — 2011», они стали документами времени. Родился живописец недалеко от Куликова поля, наверное, поэтому в его картинах всегда звучит нота «преданий старины глубокой», сочетаясь с ритмом современности. Придите услышать музыку эпохи, явленную в полотнах.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.