Чёрная нора воспоминаний

PRO ART`S Центр предложил зрителю рецепт избавления от страданий после трагедии.

Режиссер из Москвы Тимур Шарафутдинов поставил в мрачном подземелье центра спектакль по пьесе Марии Огневой «За белым кроликом».

Темный подвал, красный кирпич стен, прохлада — все это сразу окунает зрителя в атмосферу вариации той самой кроличьей норы, куда угодила известная Алиса. Правда, на этот раз мы видим сразу двух Алис, танцующих бессмысленный и нескончаемый танец, будто попали в петлю времени. Монотонность движений девочек, отсутствующий взгляд и нарочито «девочковые» костюмы не располагают к веселью. Хочется оглянуться – быть может, там, за поворотом, присел на стул Стивен Кинг и загадочно смотрит сквозь свои очки на тебя.

Спектакль нельзя смотреть головой, он должен заполнить тебя всего. Способы, которыми добивается желаемого результата режиссер, впрочем, не новы. Это необычная расстановка зрительских мест, использование мониторов, звуковое решение спектакля — больше именно звуков, нежели музыки. Действие происходит на четырех площадках, причем видеть все четыре каждый зритель не имеет возможности, именно здесь и помогают мониторы. На них транслируется то, что происходит на недоступной взгляду площадке.

Интересно, что течение спектакля не рубится, не рвется от локации к локации. Он живет все время на всех четырех сценах. Режиссер сумел выстроить действия персонажей в моменты «покоя» таким образом, что они не мешают восприятию работающей площадки, и, тем не менее, в остальных продолжается жизнь. Девочки (Елизавета и Варвара Маркеловы) продолжают общаться с Кроликом (Александр Забродин), напротив них уже повзрослевшие героини (Ирина Желтикова и Анна Сорокина) в подвале движениями и жестами рефлексируют на происходящее. Спектакль дышит тяжело и сумрачно.

История, основанная на реальных событиях, протекает перед нами в пересказе, будто за толстым пыльным стеклом, когда приглушены звуки и неярки цвета. Однако от этого немного отстраненного взгляда сама суть трагедии, случившейся с девчонками, буквально взрывается изнутри. «А если бы?..» Этот вопрос незримо, но почти осязаемо висит над сумраком подвала.

Временами из оцепенения выбивают те, кто по истории остался жив. Марина (Светлана Никифорова) и Анна (Ирина Якубенко). Их взаимоотношения реальны. И эта их бытовая логика, эмоции еще ярче очерчивают нереальность того, что мы видим совсем рядом: девочки в платьицах весело бегают от Кролика и хихикают: «А не поймаешь, не поймаешь!». Это очень сильный эпизод, пожалуй, один из самых мощных и эмоциональных в спектакле.

Из всего действа, на мой взгляд, выбивается история Оли (Елена Короткова). Да, она имеет прямое отношение к общей завязанной «петле времени», но персонаж, по крайней мере, так, как выстроил его режиссер и сыграла актриса, смотрится инородно общему движению. К тому же мат и подробности полового акта, рассказанные Олей, не вызывают никаких эмоций. Вообще, сегодня площадной бранью со сцены уже невозможно ни эпатировать публику, ни вывести ее из зоны комфорта. Нецензурная лексика у Оли никак не добавляет красок персонажу, не помогает лучше понять характер героини или логику ее действий.

Обидно, что не до конца продуманная и выстроенная линия Оли не дала возможности понять ее финальную фразу на пороге кроличьей норы, «И я в нее прыгнула». А ведь это тот самый последний пазл, который делает картину законченной.

Вообще, финал спектакля выглядит слишком уж по- школьному. Как те тетрадки с сокровенными записями, оставленные персонажами у порога норы. Понятно, что для разрыва временной петли воспоминаний и терзаний себя за якобы неправильно совершенные поступки, приведшие к трагедии, надо выйти на свет. Оставить в темной норе все это и жить дальше.

Фото автора.