Хочу прокатиться. А если найду?

С прокатом велосипедов в первом наукограде России, похоже, погорячились. Соцсети пестрят фотографиями покореженных и брошенных где попало велобайков.

Седьмого апреля в полдень на площади у ТРК «Плаза» торжественно запустили модный нынче прокат велосипедов — велошеринг. Массовый заезд, конкурсы, викторины, розыгрыши и эстафета с препятствиями — все это должно было показать, что в Обнинске велосипед становится самым актуальным видом передвижения горожан.

Фирма, предоставляющая в прокат велосипеды, завезла в наукоград 400 байков. В сообщениях говорилось, что воспользоваться услугами проще простого: с помощью мобильного приложения можно будет найти ближайший велосипед в любое время, в любом месте и активировать его с помощью QR-кода. Транспорт можно будет в свободном доступе взять напрокат и оставить в любой точке города.

Любовь к велосипедам главы администрации города Владислава Шапши поддержал и губернатор. Анатолий Артамонов предложил даже ввести в Обнинске приоритет для этого вида передвижения. И действительно, наукоград сегодня единственный город в области, где велосипедные дорожки проложены в разумном количестве.

Велошеринг должен был стать следующим шагом к переходу граждан с четырех на два колеса. Идея очень хорошая. Многие с радостью ее восприняли. Первые дни, естественно, возникали трудности и проблемы с разблокировкой велосипедов, работой приложения, некоторые жаловались на качество самих байков — мол, слишком тяжелые, неудобно ездить. Все это нормально, исправимо — дело новое, и без каких-то шероховатостей не обойтись.

Проблема пришла с другой стороны. Оказалось, что продвинутый, современный город ученых и интеллектуалов скрывает в своих инновационных недрах мелкособственнические элементы, а порой и откровенную гопоту. Эта часть населения восприняла велошеринг как возможность халявы.

В сети замелькали фото попыток увезти байк на машине и даже затащить его в лифт.

Этих людей совсем не останавливает то, что система отслеживает передвижение велосипеда. Впрочем, спилить маячок особого труда не составляет.

Другая часть воспользовалась возможностью скрутить запчасти. А уж бросить использованный велосипед где попало — классика миропонимания эгоиста. Не мое ведь, что тогда заботиться? Можно и на дерево закинуть, можно в подвал толкнуть или просто кинуть на обочине.

Жители с нормальным восприятием действительности шокированы таким исходом велосипедного начинания.

«Не для нашего города такие новшества. Очень жаль, что люди, не все, а большинство, не ценят и не умеют пользоваться тем, что им предлагают. Мне кажется, это не сейчас, а может, и никогда не войдет в культуру нашего города. К великому сожалению».

«Такое ощущение, что в городе одно быдло живет! Либо сломают, либо своруют, либо бросят… Для нас же делали, чтобы не покупать велик ради покататься пару раз… Эх… Грусть, печаль».

«Нужно проделать очень большую работу по воспитанию людей. И со стороны СМИ, и со стороны общества в целом в плане порицания и осуждения такого поведения. Только это может спасти ситуацию».

Глава администрации Обнинска Владислав Шапша, однако, считает, что сервис проката велосипедов будет развиваться, несмотря ни на что:

— Действительно, есть несколько случаев вандализма. Но работа организаторов и активная поддержка жителей убедительно доказывают, что проект будет продолжаться. Велошеринг работает и развивается.

Быть может, руководству наукограда и позитивно настроенным его жителям удастся переломить ситуацию, однако пока раскиданные по Обнинску черно-желтые двухколесные кони становятся брендом Обнинска. А заодно и мерилом интеллигентности первого в России наукограда.