И снова — весна

«Пейзаж. Точка зрения» — так названа выставка из фондов Калужского музея изобразительных искусств. Но по жизнеутверждающей ноте она больше похожа на прославленный кинофильм «Весна, лето, осень, зима и снова весна».

Сегодня изображение сцен природы — центральная тема живописи. Ранее пейзаж выступал в роли фона, декораций к иконам, жанровым произведениям, портретам. Совсем иным, светлым, воздушным, стал пейзаж, когда авторы покинули свои мастерские и вышли на пленэр.

Широкое распространение фотографии обесценило буквальное жизнеподобие. Изображение природы превратилось в средство выражения чувств и мыслей, настроений минуты. Каждый художник смотрит на мир особым взглядом, преображая окружение, одушевляя деревья, облака, реки, волны.

Выставка знакомит с произведениями русских художников XX — XXI веков, как давно ушедшими, так и работающими ныне. Для них пейзаж — это образ Родины с большой буквы и милого малого места рождения.

Составители экспозиции удачно столкнули сродные сюжеты, написанные в разных манерах, открытых яркими мастерами русского авангарда, других течений художественной мысли. Вот Дом-музей Антона Чехова в Ялте. На одном изображении он полон гончаровской экспрессии, на другом — коровинской сини сумерек Серебряного века.

Вот лаконизм и величие в стиле Рокуэлла Кента — так спят на закате лодки. А рядом — образец реализма с элементами импрессионизма Георгия Нисского. Какое злодеяние свершилось под крышей мрачного «Дома воеводы в Коломне» кисти Михаила Абакумова?

Вот мартовское ликование, «зажги-снега», отсылающее к Кустодиеву и Грабарю. А рядом — лентуловские крыши-колокола качаются в праздничном небе. Смелая по цветовому решению почти монохромной зелени картина большого мастера Юрия Попкова — как детская загадка про радугу. Тишина и покой отдаленной глуши с любовью выписаны на картинах Ефрема Зверькова и Витольда Бялыницкого-Бирули.

Николай Ромадин, Ирина Старженецкая, Владимир Давыдов, Важа Окиташвили предлагают взглянуть на мир сквозь их калейдоскопы. Настройте глаза на весну!

Фото автора.