Дмитрий Разумовский: «Умный город – это путь развития Калуги»

В эксклюзивном интервью «Знамени» городской голова Калуги по нашей просьбе попытался объяснить простыми словами тенденции «Умного города».

Дмитрий Разумовский: «Умный город – это путь развития Калуги»

Словосочетание это сегодня на слуху у многих. Вкупе с цифровизацией, термины стали для очень многих непонятными и раздражающими. Так что же это зверь такой «Умный город», мы выяснили у самого активного пропагандиста внедрения современных технологий в области управления в Калуге Дмитрия Разумовского. В первой части интервью речь пойдет об общественном транспорте Калуги и уборке города.

— Дмитрий Олегович, то, что «Умный город» — это не какая-то локальная компьютерная программа, не коробочка с проводками, дающая «счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженный!», понятно. Это набор инструментов для более эффективного управления городом и для более комфортной обратной связи власти с жителями. Верно?

— Да, вы правы.

«Умный город» — это просто название, под которым кроется концепция, позволяющая более широко использовать информационные или, как сейчас принято говорить, цифровые технологии в системе городского управления.

В первую очередь это, конечно, система управления. Способ получать более достоверную и качественную информацию и на основании этой прозрачной, достоверной, понятной информации принимать выверенные решения. То, что получат горожане, это более качественные доступные услуги и сервисы.

— Хорошо. Давайте по порядку и подробнее, с примерами.

— Их можно привести достаточно. МФЦ, куда люди обращаются за получением государственных услуг. Но МФЦ — это только оболочка, самое главное — начинка, процессы, которые автоматически решают, как и куда отправляются документ и запросы. Без информационной системы этот процесс не работает. Для человека это облегчение для получения документов.

Возьмем, к примеру, транспорт. Мы в конце года подписали соглашение о пилотировании проекта по управлению пассажирскими перевозками с компанией «Группа Т-1». При внедрении информационной системы, которая обеспечивает мониторинг, диспетчеризацию движения транспорта, глубокую аналитику по режиму работы и движения того или иного транспортного средства, мы получаем объективную информацию. И на ее основе мы должны видеть, какие водители нарушали ПДД, не следовали графику движения или отклонялись от него. В результате общественный транспорт ходит по расписанию, без нарушения скоростного режима.

В итоге мы видим, как работает та или иная транспортная компания, и по результатам принимаем решение: оплачивать ли им их работу или нет. Если много сбоев, она просто не получит ресурсы.

Вся информация, которая собирается и аккумулируется, будет доступна и самим компаниям. Они видят, например, что автобус сломался или попал в ДТП, и сам водитель имеет возможность связаться с диспетчером, объяснить проблему и попросить о помощи.

Компаниям будет выгодно максимально оперативно решать проблемы, потому что если транспорт будет ходить с перебоями, им просто не будут платить.

Опыт, о котором я говорю, уже опробован в Московской области. Там в разы сократились жалобы на качество транспортного обслуживания. Люди стали получать более качественную услугу и меньше обращаются с жалобами на транспортные проблемы. Это эффект для простого гражданина, то, к чему мы стремимся — сделать предоставляемые городом услуги более качественными и комфортными для жителей.

— Вы имеете в виду только муниципальный транспорт?

— Нет, мы хотим охватить весь общественный транспорт. Все средства, перевозящие людей в городе, должны будут войти в общую систему. Начнем с муниципальных, конечно.

Что касается уборки города, то мы начали с нашего муниципального предприятия. Это более управляемый процесс. Мы отработали центральную часть Калуги. Второй этап — распространение системы на весь город.

Даже при недостаточном количестве техники мы видим, как убран город. Диспетчеры реагируют адресно, по тем улицам, где техника либо не прошла, либо не был выполнен весь технологический процесс — посыпание, подметание…

Мониторинг уборки города дает явный положительный эффект. Конечно, оценка качества разная, но общее положение с ней на городских улицах однозначно повысится.

Мы сейчас планируем закупить еще технику, и в следующую зиму увидим совершенно другой город. Более чистый.

Фото автора и Анны ЗОЛОТИНОЙ.

(Продолжение следует.)