Калужский митрополит рассказал, как общаться с католиками и протестантами

Калужский митрополит рассказал, как общаться с католиками и протестантами

Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) свою очередную воскресную проповедь посвятил тонкостям общения с представителями других конфессий.

Как следует из текста проповеди, которая обнародована на сайте Калужской епархии, католики, как и православные, признают, что истинный опыт богопознания приобретается святыми. Только у нас с ними разные святые, и разные пути к богообщению.

«В католическом понимании духовности сделан гипертрофированный акцент на юридической составляющей. Говоря о движении человека к Господу, они оперируют такими категориями, как «вина», «заслуга», «сверхзаслуга», «индульгенция», и подводят баланс в учете заслуг и провинностей: что преобладает? Святой в католичестве — тот, у кого заслуг больше, чем грехов», — уверяет владыка, указывая на то, что для православного такой подсчет в принципе невозможен.

Он напоминает, что у католической святой Терезы Малой был дневник, в котором она чертила две графы. В одной был список грехов, в другой —  добрых дел. Она вела баланс, стремилась к тому, чтобы добрых дел было больше, чем грехов.

«Но Христос учит, что даже если вы сотворите все повеленное вам, то говорите, что вы никуда негодные рабы: только что должны были сотворить, то и сотворили. Индульгенции в католичестве — это попытка принести удовлетворение за грехи: свои или другого человека. В православии человек ориентируется на опыт богообщения православных святых», — указывает митрополит.

По его словам, православные сегодня исходят из своего опытного богопознания, но проверяют его учением церкви. Если духовный опыт человека отличается от того, что описан святыми, надо задуматься: либо человек что-то не так понял, либо не Христос ему открылся, подчеркивает владыка.

«В диалоге с католиками можно апеллировать к духовному опыту святых отцов первого тысячелетия. Подвиг и учение христианских святых раннего христианства имеют для нас и для них одинаковый авторитет. В разговоре с протестантами придется ограничиваться свидетельствами Священного Писания, потому что они не признают авторитет святых отцов. Говоря с иудеями, надо исходить из Священного Писания Ветхого Завета. В диалоге с мусульманами, которые считают Ветхий Завет искаженным, отправной точкой может служить догматическое положение о том, что Бог един и неразделен», — резюмирует глава Калужской митрополии.

Он указывает на то, что последнее правило можно распространить и на разговор с неверующими людьми, если у них есть стремление к конструктивному общению на духовные темы.