«Развод» не удался

В редакцию газеты обратилась молодая женщина, которая чуть было не стала жертвой телефонного мошенника. Калужанка Александра Воронова пояснила, что на своем опыте хотела бы предостеречь других людей.

Она рассказала, что несколько лет назад стала клиенткой фирмы «Дешале». Многие помнят эту историю, когда женщин приглашали на бесплатные процедуры по уходу за лицом и массаж, а затем предлагали купить за 60 тысяч рублей чудо-чемоданчик с косметикой, прямо в офисе сотрудники представительства оформляли кредиты на покупку. Воронова тоже клюнула на эту удочку и потеряла деньги.

И вот неожиданно для нее история получила свое продолжение. В конце ноября ей позвонили на мобильный телефон: мужчина представился следователем Мальцевым Дмитрием Сергеевичем. Он сообщил, что группа мошенников, занимающаяся распространением косметики и БАДов, задержана при попытке перевода денег в швейцарский банк. Якобы был изъят их счет в размере 300 млрд рублей.

Так как Воронова входит в группу пострадавших лиц и является потерпевшей в деле по статье «Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок», ей полагается компенсация в десятикратном размере.

Представим себя на месте молодой женщины, матери-одиночки, которая узнает о том, что вскоре может получить почти 250 тысяч рублей. Причем информация и сам «следователь» выглядели вполне правдоподобно. Александра уже готова была поверить в свое счастье.

А далее ее спросили о том, готова ли она подать заявление в суд о возбуждении уголовного дела, на что она согласилась. Причем следователь сам, зная о том, что пострадавшая относится к социально незащищенной категории, рассказал о возможности взять бесплатного адвоката. Образец заявления об этом также был записан по телефону под диктовку.

Через час гражданин позвонил снова, и с его слов было составлено заявление в Министерство юстиции на имя Бастрыкина Александра Ивановича на адрес: Москва, ул. Житная, 14. Следователь сказал, что теперь ей нужно ждать дальнейших действий.

Женщина догадалась навести справки о «Дешале»: если арестовали счет, должна быть какая-то информация об этом или о компенсациях бывшим клиентам. Как-никак обманутых по всей стране — тысячи. Но интернет об этом ничего не знал. А на следующий день Мальцев вновь позвонил и, узнав, что она отправила письмо с заявлением, попросил переслать государственный сбор в размере 5 100 рублей — на киви-кошелек.

Предложение от следователя переслать деньги, да еще таким способом, насторожило Александру. К тому же фамилия в заявлении со слов Мальцева была указана неверно — А.И. Бастрыкин является председателем Следственного комитета РФ, а не министерства. Она позвонила в Москву, в Минюст, где ей ответили, что этим вопросом они не занимаются.

Воронина разузнала, что следователь звонил со стационарного телефона — еще одна странность! Тогда она вновь прибегла к универсальному помощнику по всем вопросам — интернету.

И тут-то выяснилось, что данный телефон уже засветился в сети: люди писали, что после того, как отправляли этому человеку деньги, он исчезал.

Воронова окончательно поняла, что ее пытаются развести. Когда Мальцев позвонил снова и продиктовал ей реквизиты своего киви-кошелька, она записала разговор на диктофон и предупредила о том, чтобы Дмитрий Сергеевич искал себе хорошего адвоката. После этого так называемый следователь быстро прервал звонок.

Мы достаточно подробно рассказали обо всех перипетиях переговоров с телефонным мошенником, для того чтобы читатели уяснили себе, во-первых, суть методов «развода на деньги». Те, кто ими пользуется, подкупают хорошим владением информацией, персональными данными человека, знанием конкретных деталей и обстоятельств, связанных с ним. Юридически отлично подкованы, ведут себя уверенно. Их голос, что называется, внушает доверие.

Во-вторых, на наш взгляд, женщина повела себя в этих обстоятельствах настолько правильно, что не грех всем у нее поучиться. Не торопилась с ответом, навела справки, записала разговор и вывела этого Остапа Бендера на чистую воду, чтобы понял: не все те лохи, кто раз оказался обманутым.

К сожалению, финал у этой истории получился не очень оптимистичным. Героиня пошла в полицию — следуя рекомендации сообщать обо всех фактах мошенничества. Однако там ее заявление поначалу даже не хотели принимать: «Таких, как вы, у нас по 100 человек в день». Нет оснований: факт нанесения ущерба отсутствует. А как же профилактика, о которой постоянно говорят?..

В конечном итоге заявление в Калужскую полицию ею было написано, правда, после обращения в МВД города Москвы, но случай показывает, как относятся к таким видам правонарушений сотрудники органов.

Поэтому не мешало бы нам самим быть более бдительными, потому как вероятность вернуть свои кровные, если факт мошенничества все-таки состоится, крайне мала.