В Калуге – пить и материться?

Театральная публика неоднозначно отреагировала на спектакль «#прокалугу», показанный на фестивале «Новые люди».

Режиссер Талгат Баталов предложил интересный эксперимент. В течение непродолжительного времени команда постановщиков собирала документальный материал о Калуге. История города, мнения о нем калужан драматург Сергей Давыдов собрал в единый текст. В результате, по задумке авторов постановки, должно было получиться этакое зеркало, в котором калужане смогли бы увидеть самих себя. Увидеть беспристрастно и, возможно, по-иному взглянуть на окружающую действительность.

Премьеру полуторачасового спектакля представили зрителю во второй день фестиваля на большой сцене инновационного культурного центра. Понятно, что за пару месяцев собрать объективно наиболее значимые для большинства жителей события города и его фирменные объекты довольно сложно. Авторы пошли по стандартному сценарию: космос, алкоголь, матерщина, разбавив это несколькими мимишными сюжетами про трогательные чувства.

Пиво известной в Калуге марки, самое дешевое, кстати, мелькало на протяжении практически всего действа. С бутылочкой в руках, сидя корточках, два субъекта рассуждали о жизни. Один мечтал запустить спутник в космос (опять космос!), другой о чем-то приземленном, бытовом. Плакатный вариант дешевого пиара – смотрите, даже гопник с пивасиком думает о высоком – ну никак не мог воодушевить публику. Если, конечно авторы этого «зеркала для героя» изначально не считали калужан откровенными дебилами.

Бутылка пива, стартующая как ракета с космодрома в космос, под ритмичные движения танцевальной группы с полторашками того же пива в руках стала этаким апофеозом способа существования калужан.

Тут, вероятно, по замыслу авторов, консервативная часть зрителей должна бы жутко обидеться. Возможно, это задумывалось как художественная провокация, которая должна привести к скандалу. Скандала не получилось, зал на премьере спокойно взирал на сцену. И не потому, что соглашался с концепцией увиденного. Дело, скорее, в другом.

Когда спортсмен на соревнованиях, к примеру, из пяти выстрелов в четырех попадает в десятку, зрители, не отрываясь, с затаенным дыханием ждут пятого. Интрига на пике – попадет или нет. А если четыре выстрела в молоко, то вряд ли кто будет внимательно следить за последним, пятым. На мой взгляд, нечто подобное произошло и на спектакле «#прокалугу». Выстрелы авторов спектакля, конечно, попадали не «в молоко». Да, Калуга – колыбель космонавтики, да, есть у нас такой сорт пива, да существовали в недавнем прошлом клубы «Бомба» и «Эпицентр». Но мы и так об этом знаем. Для этого совсем нет необходимости выставлять перед публикой это мифическое зеркало, чтобы «взглянуть вокруг себя по-новому».

Все написанное выше относится к одной из линий спектакля, которую условно можно назвать «Я ненавижу Калугу». Была в постановке и вторая линия – «Я люблю Калугу». К сожалению, авторы в ней ограничились невнятными ностальгическими воспоминаниями о прошлом. Они по подаче, драйву не могли тягаться с агрессией «ненавистников». К тому же эпизоды «любви» подчас выглядели совсем уж каким-то сюсюканьем.

История про дедушку и бабушку, которые вместо обычной прогулки на кладбище (навестим своих) решили расписаться в загсе зимним вечером, вероятно, реальна, спектакль ведь документальный. Но документальность подбрасывает нестыковки: зима, вечер – и на кладбище? Зима, вечер – и в загс? Не совсем проработан, на мой взгляд, и эпизод с мамой, пришедшей на танцплощадку к дочери. Своеобразная сказка про неудавшуюся юношескую любовь из рассказов школьниц-пятиклассниц. Мама позвала дочь, принц испугался и убежал. Неужели авторов, выбравших именно эти эпизоды из материала, не покоробила их «пластмассовость»? Или это было сделано специально, исключительно для того, чтобы оттенить агрессию?

В итоге в финале, когда на авансцену вышли молодые люди, долго стояли под музыку – смотрите, это мы, такие, какие есть, невольно возникали мысли о чистоте того зеркала, которое авторы спектакля нам пытались подсунуть.

 

Отдельно стоит сказать о мате, летящем в зал. В документальном спектакле он, вероятно, неизбежен. Мы часто на нем разговариваем, но есть отличие: даже в спектакле документальном не все, что мы делаем в жизни, может быть показано на сцене. Это совсем не означает, что матерное слово под жестким запретом, как того требуют отдельные чиновники от культуры. Совсем нет. Но оно должно быть оправдано.

Открывает «#прокалугу» монолог девочки, ненавидящей город. Очень жесткий монолог. Хлещущий наотмашь, со всей силы. В этом монологе, в том, как он был сделан, мат был органичен, оправдан. Доведенный до белого каления человек может так кричать. Здесь не было ни капли фальши. Вообще, этот монолог взорвал, дал мощнейший толчок спектаклю. Когда же в финале звучит монолог, по замыслу авторов, человека, любящего Калугу, и в нем вновь проскакивает матерщина, это уже пошло.

Реакция калужской публики на эксперимент с зеркалом понятна. С одной стороны, впервые на большой сцене показан опыт современной театральной работы, не вписывающийся ни во что, доселе ставившееся на подмостках официальных сцен. Спектакль яркий и неожиданный по подаче. С другой стороны, удручает небрежность драматургического подбора. Такие индивидуумы, каких нам показали на сцене, конечно же, есть, мы про них знаем. И что?

Фото автора.