Проводники в успешную жизнь

Год назад в нашей области стартовал проект «Наставники: не рядом, а вместе!».

Он был одобрен на расширенном заседании наблюдательного совета «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» под председательством Президента Владимира Путина. Основной задачей его является создание в регионе системы социального наставничества, которая позволила бы детям — сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, получить поддержку в решении жизненных проблем, способствовать ориентации во взрослом мире.

Завершившийся первый этап работы в проекте стал весьма результативным. Это подчеркнула на мероприятии по подведению итогов, ставшем ярким праздником, руководитель проекта представительства Агентства стратегических инициатив в ЦФО Лариса Казаченко. Впечатлили и показанные видеоролики, фотопрезентация.

Проект «Наставники: не рядом, а вместе!» — это краткосрочная программа. Наставники на первом этапе, как именитые: министры финансов В. Авдеева; труда и соцзащиты П. Коновалов; уполномоченный по правам ребенка О. Коробова; директор драмтеатра А. Кривовичев, так и неизвестные, но неравнодушные люди. Во втором этапе тоже и министры, и бизнесмены, и депутаты, и молодежь. Своим подопечным — выпускникам Азаровского и Кондровского детских домов — они оказывают содействие в разработке индивидуального образовательного маршрута, приобретении социальной компетентности.

В мероприятии, где не только чествовали участников первого этапа, но и дали старт второму, приняли участие наставники и подопечные программы долгосрочного наставничества в рамках проекта «Школа социального волонтерства «Открой мир», который реализуется на средства фонда Президентского гранта. В проект включены воспитанники Азаровского детского дома.

К радости наставников, их подопечные подают надежды. Одни нацелились на активное собственное развитие, другие определили пути приобретения новых навыков, стремятся к лучшему взаимодействию с учителями и сверстниками, кто-то стал конкретно бороться с неуверенностью в себе.

Детям, лишенным положительного примера семьи, как воздух нужна поддержка значимого для них человека, друга.

Конечно, наставник не заменит ребенку утраченных родственных связей, но он сможет проявить заботу, посоветовать, помочь подтянуть учебу, заинтересовать литературой, быть рядом в радости и беде.

Найти значимого взрослого наставника для каждого воспитанника детского дома — это глобальная мечта исполнительного директора центра социальной и правовой помощи детям «Старт в будущее» Ирины Ивкиной, чей вклад в устройство судеб сирот неоценим и без которой не было бы ни серьезных социальных проектов, ни Президентских грантов…

— Мы вышли на новый уровень общения: ежедневные встречи с подопечными Азаровского детского дома, — сообщила она, — задача наставника — не делать за воспитанника что-то, а поднимать его мотивацию, научить выстраивать отношения, уметь договариваться, научиться навыкам рефлексии. Иными словами, стать для ребенка проводником в успешную взрослую жизнь.

— Как бы ни хотелось помочь всем, проект нацелен на взаимоотношения между двумя людьми: наставник — подопечный, — поделилась Ксения Чернова. — При этом должно быть искреннее стремление стать другом, опорой. Дальше начинается самое интересное: как выбрать себе подопечного? Мне повезло. Мальчик, который вызвал у меня теплые чувства, сам подошел ко мне. Так все и началось. Неповторимые эмоции, много тепла — именно это остается в душе после наших встреч. Общаясь с Витей, я духовно расту, открываю в себе новое.

— Почему я пришла в проект? — переспрашивает Алена Кузнецова, — потому что желание помогать сиротам у меня появилось давно, а когда такая возможность представилась, я не раздумывала. В моих планах с подопечной — не только посещение театра, музеев, но и глубокие беседы о жизни, о том, для чего нужно ставить перед собой цель и добиваться ее. Я помогаю Даше определиться со своим будущим, чтобы она, возможно, с моей помощью смогла выбрать учебное заведение и работать на результат.

А Александр Гезалов, общественный деятель, друг и помощник центра «Старт в будущее», чье детство прошло в шести детских домах, убежден, что большой пробел в знаниях сирот — это неумение действовать самостоятельно. Неплохо бы, по его мнению, создать программу обучения: как пользоваться газом, где оплачивать услуги ЖКХ, как взаимодействовать с соседями, куда вынести мусор и т. д. Для живущих в семье — это банальности, а для них — открытие. Надо научить ребенка хранить продукты, готовить суп, делать уборку. Детдомовские ребята спрашивают: «Пельмени в холодную воду бросать или в горячую?». А волонтеры зачем-то возят их готовить лобстеров, которых эти дети никогда не увидят.

Это уже вопрос создания семьи. Если ребенок не умеет обслуживать себя в рамках своей территории, то ему будет сложно обзавестись семьей. Вот огромный пласт знаний, который является самым лучшим подарком. Если дарить телефоны, планшеты и т.п., но не давать навыки жизни, ребенок в будущем может оказаться на обочине. Хотя тот же планшет можно подарить с умом — научить искать нужную информацию в интернете, например, как найти работу, ответить на вопросы интеллектуального характера.

Не у каждого наставника все получается. Бывает, что отношения с ребенком никак не складываются. Человек осознает это. И уходит.

Но абсолютное большинство из тех, кто пришел в проект, по-другому уже жить не могут. Их успех измеряется многими вехами. Если подопечный поблагодарил посредством записки, сообщения в соцсети или просто в разговоре — это успех. Если оценил, как ему помогли с конкретной проблемой, — это тоже успех.

Благодарность может быть большой или маленькой, но какой бы она ни была, понятно: наставники оказывают серьезное влияние на подростков.

Благодарности звучали в их адрес от многих людей: и от подопечных, и от представителей общественности.

Свою признательность выразила замечательными песнями композитор, участница шоу «Голос» (команда Полины Гагариной), вокальный педагог продюсерского центра «Malfa» Максима Фадеева в телепроекте «Песни на ТНТ» Александра Грекова.