Помоечные форточники

Швырнуть мусорный пакет в окно и при этом ругать власти за грязный город — тенденция, однако.

Нынешняя осень подарила калужанам шикарные две недели ясной и теплой погоды. «Город золотой» манил к прогулкам. Невозможно было усидеть дома, хотелось туда, в теплое бабье лето. Гуляя по улице, я услышал характерный шелест листвы, сквозь которую что-то летело. Секундой позже в палисадник со смачным шлепком приземлился мусорный пакет. Сразу вспомнился эпизод из кинофильма «Окно в Париж». Француженка оказалась в питерском дворе, и ей под ноги шлепнулся пакет с селедочными головами. Она, конечно, в ужасе отшатнулась. Однако именно эти селедочные головы помогли ей потом найти тот самый двор.

Короткая кинематографическая фраза, на мой взгляд, очень точно подмечена режиссером. Да когда это было, воскликнет кто-то. Да, речь в кино о девяностых неспокойных годах. В то время в Калуге в Турынине у дороги стояла пятиэтажка, которая почти до окон первого этажа была завалена стандартными синими мусорными пакетами. Не было тогда в Калуге француженки, чтобы отшатнуться и ужаснуться — не до того было, выживали, стояли в очередях за сахаром, чаем и сигаретами. Понимали, ну что возьмешь, жизнь такая.

Прошло двадцать лет. Магазины ломятся от колбасы. Мы стали сетовать, что не удалось нынче на Бали съездить отдохнуть, что вышел новый айфон, а купить его пока не удается. Однако характерный шелест листвы от ловко кинутого помоечным форточником «снаряда» никуда не делся. По-прежнему есть люди, их немало, которые свято верят, что форточка — это крышка мусорного бака. Наследие тяжелого прошлого? Не уверен.

Мусорная психология

В советское время очень популярным был так называемый личностный опросник Айзенка. Он определял тип человека с точки зрения его отношения к социуму: экстраверт или интраверт. Составлен опросник был достаточно хитро. Среди более чем полусотни вопросов в него были незаметно вставлены специальные маркерные — на определение честности опрашиваемого. Один из таких вопросов звучал приблизительно так: платили бы вы деньги за провоз багажа в общественном транспорте, если бы не боялись проверки?

Обычный вроде вопрос, однако он точно бьет на глубинное восприятие нами окружающего мира. И положительный ответ на него опросник относил к лукавству испытуемого. Действительно, есть много вещей, которые мы не прочь сделать, если нас никто не видит, если нам за это в общем-то мало что грозит.

Мы рассуждаем при этом приблизительно так — ну, что будет, если я совершу это? Мир же не рухнет? Не рухнет, но если точно так же подумают сто тысяч человек или даже сто жителей одного микрорайона — последствия могут быть весьма неприятными.

Примеров можно привести предостаточно, они весьма наглядны. Как только на газоне за домом, где особо никто не ходит, появляется первый мусорный пакет, будьте уверены, через месяц там образуется огромная свалка. Близость мусорного контейнера от этого места никак не влияет на рост горы воняющих мусорных пакетов.

Профессиональные психологи наверняка могут вокруг этого построить целую теорию. Что заставляет человека швырнуть пакет с селедочными головами в форточку, вместо того чтобы донести его до мусорного бака? На мой взгляд, все психологические конструкции разобьются об одну банальную фразу: там, за окном, не мое. Мое — это моя квартира, все что находится за входной дверью — чужое. И отношение ко всему этому как к чужому. Да к тому же, если швырнуть вечером, в темноте, когда никто и не заметит…

Банально? Возможно. Однако представьте, например, ситуацию, когда человек швыряет тот же селедочный пакет в форточку из частного дома на свой цветник или огород? Идиотизм? Да. Если же мусор на грядки высыпет ребенок, то суровое наказание его родителями неизбежно. «Чтоб раз и навсегда понял — нельзя». Там — мое. Улица, двор многоэтажки — их.

Можно сколько угодно долго убеждать людей, что улица, двор — это их город. Показывать по телевидению, какие они нехорошие — те, кто покрывает территорию своими отходами. Призывать к чистоте и элементарной чистоплотности. На все это иной житель покивает головой, согласится, что это ай-ай-ай плохо, и, дождавшись момента, запустит в лицо этого самого города мусорный мешок.

Самое интересное, что при этом помоечный метатель даже не подумает о том, что это неправильно. Нет соединения между тем, о чем говорят в телевизоре, пишут в газетах, спорят в соцсетях интернета, и тем, что он делает, выключив телевизор, отложив газету, написав гневный пост в паблике. Здесь, в квартире, мое, там — их.

Мне все должны

Я плачу налоги, остальное должна делать власть. Еще одна укоренившаяся сентенция, которой козыряют многие записные правдорубы. Особенно на просторах интернета. Никто не спорит, власть должна обеспечивать чистоту и порядок на территории, за которую отвечает. Однако как можно сохранить жизнь человеку, который упорно и при любой возможности со всей силы бьется головой о бетонную стену?

Как можно содержать город в чистоте, когда помоечные снаряды летят практически из каждой многоэтажки? Когда разбиваются вдрызг новенькие остановочные комплексы, в парках вырываются с корнем фонари, уродуются симпатичные фигурки (как, например, недавний пример в микрорайоне Кубяка)?

Мы порой хихикаем над менталитетом американцев, которые не считают зазорным сообщить «куда следует» на соседа. Но, увы, все нынешние потуги образумить наших мусорных беспредельщиков ни к чему не приводят. Призывы содержать город в чистоте понимают лишь те, кто и так не бросит окурок мимо урны. Сейчас же распространен способ угомонить автомобильных хамов. Фотовидео- фиксация, два

клика на гаджете, и нарушителю прилетает штраф. Может, распространить эту практику и на тех, кто поганит улицы и дворы?

Что же касается эпизода, послужившего толчком к написанию этой статьи, то я, как мне не было противно, поднял тот пакет, прошел с ним два десятка метров и выбросил в мусорный контейнер. Делай, как Володя, Володя — молодец.

Фото Анны Золотиной и in-voskresensk.ru.