Кафельная память

Новый облик сквера имени 50-летия ВЛКСМ подтверждает общую тенденцию «сохранения» старины — симулякр.

Действительно, та «копия», которую с гордостью представили строители, реставрировавшие памятник, мало похожа на оригинал. И дело не в повторении общего рисунка, речь об отношении к произведению искусства.

Мозаичное панно с изображением комсомольцев, появившееся на пересечении улиц Карла Либкнехта и Московской полвека назад, было выполнено с любовью к памяти славных дел. И пусть сегодня некоторые хихикают над этой организацией, комсомольцы в буденновках — это память о погибших молодых людях, сражавшихся за свою страну. Неважно, как называлось тогда государство, они жили в своей стране и воевали за нее.

Через пятьдесят лет после образования комсомольской организации в Калуге решили разбить сквер памяти тех, кто был силен своей верною дружбой и сквозь огонь, если нужно, не задумываясь… Видимо, особо не задумываясь, через сто лет после 1918-го городские власти подмахнули проект реставрации сквера. Как проходил сам процесс его согласования, материалов, эскизов, сейчас уже неважно. Результат налицо. Сортирный кафель сменил декоративную мозаику. Чистенько, гладенько, блестит да и мыть легче — пустил шлангом на ходу, и все дела.

Кажется, главное ведь для городских чиновников не память, а пресловутая, набившая уже всем оскомину галочка в отчете. «К 100-летию образования ВЛКСМ в Калуге был отреставрирован монумент в сквере имени 50-летия ВЛКСМ» — бьюсь об заклад, именно так будет написано в каком-нибудь годовом отчете. Отметили, израсходовали деньги, отчитались и выдохнули.

А то, что теперь на лице комсомольца то ли новомодный гаджет-смарт-очки, то ли это шлем из какого-нибудь блокбастера про звездные войны, а не тень от палящего солнца на поле брани, так это заказчикам-приемщикам не понять. Как не понять и глубинную смысловую разницу между монументом из мозаики и новоделом из туалетной плитки.

В последние годы из уст власть предержащих слово «патриотизм» вырывается едва ли не каждый день. «Воспитывать молодое поколение в духе патриотизма!», «Давайте очистим слово «патриот» от грязи, которой его облепили всякие псевдо-либералы!», «Даешь молодежь!» Вот только патриотизм-то на деле получается тоже какой-то кафельный. Гладенький, чистенький и чтобы не было вопросов.

Обратил внимание губернатор на безобразное состояние огромного панно на улице Пушкина, созданного в честь подвигов солдат Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной 1941 — 1945 годов. Что сделали городские власти? Бросились восстанавливать память о великих победах русских солдат? Нет. Они аккуратненько прикрыли «безобразие» тряпочкой с надписью как издевка: «Городская среда». Вот там, за тряпочкой, наверное, спрятана эта самая «городская среда». А может, четверг или пятница? Зато чистенько и гладенько, кафельно-прекафельно все.

Перечислять подобные «реставрации» в Калуге последних лет нет смысла. Практически любой памятник, отмеченный перстом «отреставрировать», превращается в безликий новодел. Без души и, увы, уже без истории. Без истории в первую очередь для тех, кто сегодня впервые ступает по тротуарам Калуги. Для молодого поколения. Что же мы оставляем им? Кафельную память?

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.