Дорога к профессии

Центр социальной и правовой помощи детям «Старт в будущее» провел очередную (седьмую по счету) профильную смену для воспитанников Азаровского и Кондровского детских домов.

В загородном лагере «Звездный» более двух десятков ребят не только отдыхали, но и набирались ума-разума, развивая творческие и интеллектуальные способности, осваивали навыки самостоятельной жизни, общались, учились готовить. И очень огорчались, что смена пролетела слишком быстро. Тем не менее, по их словам, дала она им довольно много.

— Не случайно ребятам полюбились профильные смены, — рассказывает исполнительный директор центра «Старт в будущее» Ирина ИВКИНА. — Как правило, в лагерь приезжает много гостей, и не только пообщаться, но и поделиться своими знаниями и опытом. Ребята познают мир, социализируются, учатся чему-то новому, занимаются благотворительностью, проводят время по-семейному.

В этом нам помогают наши многочисленные друзья, волонтеры, партнеры, спонсоры, за что им огромное спасибо! В нынешнюю смену подростки участвовали в профессиональных мастер-классах, знакомились с творчеством. Вместе с волонтерами Игорем Хариным и Дианой Ефремовой они научились делать вафельные цветы, приготовили замечательный торт-машину. Студентки МГИК Екатерина Забродина и Елизавета Харютченко, которые специально приехали из Москвы, учили ребят готовить фруктовые смузи, а также танцевать, ухаживать за собой. А с Еленой Икауниекс они увлеченно мастерили магниты к Пасхе в технике декупажа.

Весьма заинтересовались ребята разговором со специалистом о правовой грамотности, о том, как эффективно зарабатывать деньги и разумно распоряжаться ими. Здесь, кстати, уместным будет сказать, что на одном из тренингов по финансовой грамотности девятиклассница Марина из Азаровского детского дома реально заработала 1 400 рублей. Тысячу из них она передала на нужды проекта «Молодая мама» для выпускниц детских домов и интернатов, который давно реализует центр «Старт в будущее».

Вряд ли для Марины эти деньги были лишними. Наверняка они понадобились бы ей, чтобы что-то купить для себя. Но девочка решила поступить иначе. Не знаю, поняли ли ребята в полной мере такой ее порыв, но никто из них не сказал Марине, что она поступила неправильно. Ее поступок, признаться, греет душу, радует и еще раз подтверждает, что наши смены, кропотливая работа с детьми не напрасны.

— Ирина Викторовна, нынешняя смена носила профориентационный характер?

— По традиции весенняя смена является профориентационной, поскольку ее участники, ученики 8 — 9-х классов, стоят на пороге выбора профессии. Но в этот раз она стала еще и образовательной, и воспитательной. В первой половине дня к ребятам приезжали представители региональных образовательных учреждений. Например, из колледжа сервиса и дизайна, железнодорожного техникума, колледжа экономики и технологий, педагогического, медицинского. Ребят знакомили со специальностями, которым обучают в этих учебных заведениях.

У детей была возможность участвовать в мастер-классах, проводимых преподавателями и студентами. Хочу заметить, что представители учебных заведений приезжали к нам со своим профессиональным оборудованием, интересными творческими номерами, оставившими у подростков самые наилучшие впечатления.

Вторая половина дня была отдана наставникам, которые также проводили мастер-классы, жили нашей лагерной жизнью. Проект по наставничеству пока еще только набирает силу. Позади уже несколько встреч — общие мероприятия для знакомства. Мы были уверены, что в неформальной лагерной обстановке наладить контакт будет гораздо проще. И не ошиблись. Мастер-классы, вечерние чаепития, общий досуг — все это сближает. Некоторые ребята уже в ходе смены подходили к заинтересовавшим их людям с вопросом: «Не хочешь стать моим наставником?» Дети сами выбирают. И это правильно. Таким образом, скомплектовано уже девять пар из детей Азаровского детского дома.

Одна из наставниц, работница торгового строительного центра, устроила для ребят настоящий квест, вторая провела игру с эмоциями по типу известной «Импровизации». Другие приехали ради общения и поиска взаимопонимания. Главными итогами мероприятия стали формирование пар и атмосфера близкого общения, позволившая выйти на новый уровень наставнического диалога.

— Вы как-то рассказывали об обучении наставников. Эту работу продолжаете?

— Да. В общей сложности успешно прошли обучение и получили официальные сертификаты двадцать человек. Завершающим этапом стала подготовка эссе «Кто такой наставник?». К сожалению, не все из желающих (их было тридцать пять) справились с обучением. У кого-то просто не сложилось. Зато каждый сделал для себя вывод: быть ему наставником или просто волонтером.

— Между этими понятиями есть четкое разграничение?

— Конечно. У меня есть однозначная ясная позиция: в детский дом всегда нужно идти хорошо подготовленным, а не так: «Ой, мы сегодня в детский дом едем, давай с нами!»

— Каким вы видите развитие своей программы в дальнейшем?

— Наши наставники уже ходят к ребятам Азаровского детского дома в индивидуальном порядке. Начались личностные встречи. В ближайшее время будет сформировано еще не менее пятнадцати пар. Главное, что у нас есть претенденты. В конце июня планируем провести еще одну школу подготовки наставников и присоединить к нашей программе наставничества Кондровский детский дом. Пока такие планы, а дальше поживем — увидим.