Собираем мысли в кучу

Рассеянные дети могут часами делать уроки — и не сделать половины. Этот недостаток можно и нужно корректировать воспитанием.

Признаками рассеянности у ребенка являются неумение выделять главное при наблюдении, а также трудности, которые он явно испытывает, желая следовать плану и расписанию.

Он раздражается, если приходится заниматься чем-то одним продолжительное время. Постоянно ошибается при написании, пересказе, не видит свои недочеты. Когда такой ребенок делает уроки, его отвлекает малейший звук.

Не стоит путать временную рассеянность вследствие болезни, а также рассеянность, присущую определенному типу высшей нервной деятельности. Последнее касается двух типов — холериков и меланхоликов. Первые быстро переключают свое внимание с одного объекта на другой и при этом не следят за словами собеседника. Вторые, наоборот, медленно переключаются и вследствие этого не слышат, что им говорят, продолжая «додумывать» свою мысль.

Но обычно рассеянность — результат неправильного воспитания. Если родители позволяют нарушать режим, а беспорядок на столе и забывчивость расценивают как мелочи, то постепенно в поведении ребенка появляется неорганизованность.

Эти качества особенно проявляются в школьном возрасте. Рассеянному первокласснику трудно учиться, он отвлекается, не слушает объяснения учителя, может не выполнить задания. Этот ученик часто попадает в смешные и досадные положения.

Странно, но о таких детях сейчас говорят, что они психологически еще не готовы к школе. На самом деле они будут не готовы и через год-два, потому что переживают период адаптации к новым для них условиям — в своей семье их не приучили к порядку.

Что можно сделать, чтобы воспитать внимание и сосредоточенность у ребенка?

Не упрекайте и не заостряйте его внимание на этом недостатке, а лучше терпеливо тренируйте в правильном поведении, учите преодолевать себя. Для этого должен строго соблюдаться четкий режим дня. Он не позволяет менять занятия по настроению, требует акцентировать внимание и волю на начатом деле и доводить его до конца. Приучая ребенка к выполнению режима, ему напоминают, что нужно сделать, контролируют его действия.

Справедливости ради, нужно сказать, что родители порой сами виноваты в детской рассеянности. Мы делаем замечания за то, что школьник часто отвлекается от занятий, а сами включаем в соседней комнате телевизор или слушаем музыку. Важно не отвлекать детей от дела, уважать их работу.

Внимательность, сосредоточенность можно тренировать, причем делать это в игровой форме. Можно взять много мелких и крупных предметов, от пуговиц до матрешек, и рассыпать их по столу. Пусть ребенок постарается запомнить, какие вещи перед ним лежат. Когда малыш закрывает глаза, с предметами происходят какие-то изменения: что-то исчезает, что-то перемещается, меняется прическа у куклы, появляются лишние детали.

Постепенно, если играть в такие игры регулярно, вы сами заметите, что ваше чадо день ото дня подмечает все больше изменений. Рассеянность уходит тогда, когда появляется интерес к своим действиям и действиям других.