Театральный космодром

Постановка Дмитрия Бурханкина «Отчаянные мечтатели» по повести Константина Циолковского подняла зрителей малого зала Калужской драмы к звездам в День космонавтики.

«Дело было в 2017 году», — писал автор о времени действия. Научно-фантастическая повесть «Вне Земли» была начата в 1896 году. В 1916-м около половины полностью законченной рукописи опубликовано в журнале «Природа и люди», однако вслед за тем журнал закрылся. Целиком повесть вышла отдельным изданием в 1920 году в Калуге усилиями Калужского общества изучения природы местного края. Автор подробно рассказывает об условиях полета и жизни в ракете, «колониях» на искусственных спутниках Земли, посещении Луны и астероида. Все расчеты и пояснения основаны на строго научных данных и являются плодом изысканий Константина Эдуардовича.

Автор как бы ведет репортаж с борта космического корабля. Не зря Юрий Гагарин называл Циолковского «первокосмонавтом прошлого века».

Кем был «кормилец» сонма сегодняшних грантополучателей от космизма? Гений-бессребреник вызывал насмешки мещан, чиновников и лавочников: «Если ты умный — покажи свои деньги!». Учитель же испытывал нужду в самом необходимом… И все же мудрец не сломился.

«Основной мотив моей жизни: сделать что-либо полезное для людей, не прожить даром жизнь, продвинуть человечество хотя немного вперед. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть, скоро, а может быть, в отдаленном будущем дадут обществу горы хлеба и бездну могущества», — писал он еще в 1913 году.

После получения учительского диплома надо было экипироваться. «Пальто и прочее — все это было в жалком состоянии, а денег почти не оставалось. Сшили вицмундир, брюки и жилет, всего на 25 рублей. Кстати сказать, что все сорок лет моего последующего учительства я больше мундира не шил». Так что памятник аскету на Театральной улице грешит против реализма — брюхо у велосипедиста не выпирало, он до старости сохранил юношескую худобу. Самое важное в спектакле — сохранение чистой интонации автора, безусловно верящего в победу добра, построение справедливого общества без войн, бедности, эксплуатации.

Ученому приходилось много терпеть и унижаться, но творческое горение не погасло. В классе и в доме энтузиаста «сверкали электрические молнии, гремели громы, звонили колокольчики, плясали бумажные куколки, пробивались молнией дыры, загорались огни, вертелись колеса, блистали иллюминации и светились вензеля. Толпа одновременно поражалась громовым ударам. Любовались и дивились на электрического осьминога, который хватал всякого своими ногами за нос или за пальцы. Волосы становились дыбом и выскакивали искры из всякой части тела». Увы, в спектакле этого не было, зато изобиловали другие придумки. Художник Людмила Некрасова одела персонажей в шутовские костюмы, а режиссер заставил ученых пускать мыльные пузыри, дарить зрителям яблоки, петь «Джамайку»…

Это соответствует духу и букве автора, противника всяческого занудства. Циолковский, например, с азартом предвкушал радость купания в невесомости. «С каким удовольствием они погрузились в прохладную жидкость! Как легко было здесь купаться! Иванов видел над своей головой Ньютона, который купался и играл водой так же весело, как и он».

Ракету построили в научной коммуне. «Между величайшими отрогами Гималаев стоит красивый замок. Француз, англичанин, немец, американец, итальянец и русский в нем поселились. Разочарование в людях и радостях жизни загнало их в это уединение.

Единственною отрадою их была наука. Они были баснословно богаты и свободно удовлетворяли все свои научные прихоти». «Ужас, что я придумал! Нет, это не ужас, это радость, восторг»! — воскликнул Иванов».

Ракета была длиною в 100, шириною в четыре метра. Размер зала в разы меньше, зрители буквально ощущали движение мысли ученых-клоунов. Творцов (Ньютона, Гельмгольца, Галилея, Лапласа, Иванова) воплотили Игорь Постнов, Кирилл Бессонов, Григорий Бирюлин, Сергей Вихрев, Александр Глухов. Ирина Якубенко и Анна Сорокина изобразили лаборантов, ведущих журнал наблюдений.

«Полет длился так долго, что пожилые успели поседеть, юные — окрепнуть». Путешествие же спектакля промелькнуло, как аттракцион. Удачная постановка адресована самым разным зрителям, а лучше всего смотреть ее семьей.