Как живётся создателям космодромов?

О грустных, совсем не праздничных мыслях накануне Дня космонавтики поведал нам один из создателей космодрома Байконур, координатор городской общественной организации ветеранов космодрома с одноименным названием, полковник в отставке Александр Васильевич НОВИК.

Более двух десятков лет он уже живет в Калуге, в микрорайоне Байконур, в организации строительства которого принимал непосредственное участие. Командовал одной из войсковых частей в нашем городе. А до этого служил космосу. Путь от лейтенанта до подполковника прошел именно на космодроме. Участвовал в обеспечении испытаний стратегической ракеты Р-36, М-2, РЭС-20 -В «Воевода», той самой, которую американцы окрестили «Сатаной». На его счету — строительство универсального комплекса стенд-старт для испытания ракеты «Энергия», посадочного комплекса для космического корабля «Буран», старта для запуска ракеты «Зенит» и многое другое. Всего не перечесть.

И он, как и многие его сослуживцы, тоже ветераны советских и российских космодромов (кроме Байконура есть еще и Плесецк, и Восточный (его ведь начали строить в девяностые годы), гордится тем, что они внесли в свое время достойный вклад в развитие космической отрасли.

— Это люди «космического края и огня», — говорит Александр Васильевич, — космическая пехота в звании полковников, майоров, прапорщиков, рабочих и служащих армии, которые десятилетиями были на острие любых космических программ страны. Без их служения Родине, самоотверженного труда и профессионализма не было бы отечественной космонавтики вообще. Никто не знал бы ни про Сергея Королева, ни про Юрия Гагарина, ни про нынешние очень известные кластеры и программы.

Среди сослуживцев Новика — военачальники и крупные ученые, лауреаты государственных премий, имевшие непосредственное отношение к строительству космодрома, запуску ракет и космических кораблей, разбору неудачных полетов.

Отслужив и проработав много лет на космодроме, они приехали на постоянное место жительства в Калугу, где творил и открыл дорогу в космос К. Э. Циолковский. Некоторые уже ушли в мир иной, многие работают на предприятиях и в учреждениях города и области. Но вот живется им в колыбели космонавтики не очень уютно.

К концу девяностых годов в микрорайоне с близким сердцу названием было построено немало девятиэтажных домов для приезжавших с космодрома, строились и гаражи. А в начале двухтысячных в силу разных обстоятельств строительство резко прекратилось. Некоторые дома по сей день стоят недостроенными. В готовые квартиры успели вселиться около четырех тысяч байконуровцев. Обустраивались на новом месте. Но Байконур, обижаются его обитатели, до сих пор не благоустроен. Инфраструктура практически отсутствует. Ни почты нет, ни отделения Сбербанка (не положено якобы из-за недостаточности населения).

Нет даже банкомата. Его было установили, но просуществовал он чуть больше месяца. От Сбербанка люди получили официальный ответ, что, дескать, в связи с частыми поломками содержать банкомат в микрорайоне экономически нецелесообразно. В итоге, чтобы оплатить коммунальные услуги или снять с карточки пенсию, пожилые люди вынуждены каждый раз ехать общественным транспортом в соседний Тридцатый микрорайон.

Палатки, где продают хлеб, овощи, фрукты, расположены обувная мастерская и прочее, пока еще не снесли, как это сделано повсеместно. Люди отстояли право на их существование. Но надолго ли, беспокоятся? Очень волнует их и отсутствие объектов социального, культурного назначения и то, что во дворах нет скамеек, старикам даже присесть негде.

— Нынешнему поколению городских управленцев ветераны-байконуровцы неинтересны, — сокрушается Александр Васильевич, — о нас не вспоминают даже в День космонавтики, стараются не замечать. А вдруг что-то скажем или попросим.

Проще говорить на всех уровнях о Циолковском, музее истории космонавтики, филиале НПО им. Лавочкина, местных футболистах, тоже «космонавтах», но не о тех, кто много лет буквально дышал космосом на космодромах, обеспечивая грандиозные старты…

Не найдете вы, к сожалению, следов калужан-ветеранов космических стартов и в музее истории космонавтики. Почему так? Почему иностранные астронавты и космонавты важнее, чем свои земляки?

Казалось бы, все просто: Калуга космическая — это К.Э. Циолковский, музей космонавтики, филиал НПО им. Лавочкина, и, безусловно, связующее звено между прошлым и настоящим — люди, давно ставшие калужанами, отдавшие лучшие годы жизни реальному космосу. Обидно за них. Такой триады космической составляющей, такого потенциала развития многогранной деятельности в данном направлении не имеет ни один областной центр Российской Федерации.

Думаю, Калуга должна гордиться ветеранами-байконуровцами, а они, окруженные вниманием и заботой со стороны властных структур, — испытывать массу положительных эмоций из-за того, что живут в городе, являющемся колыбелью космонавтики. Но не получается!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.

P.S. Пока верстался номер, снега успели растаять, но вот добавит ли это комфорта местным жителям — опять же большой вопрос.