Болота должны быть мокрыми

В Калуге впервые прошел семинар, на котором обсуждалась серьезная проблема для всей планеты — восстановление торфяных болот.

Эта тема даже школьникам мало- знакома. Ребята младших классов о болотах знают только то, что там водятся сказочные лешии и прочая нечисть. Те, кто постарше, о них знают по военным рассказам, в частности, по фильму «А зори здесь тихие». Почему же экологи в связи с их осушением забили такую тревогу?

О том, что проблема уничтоженных болот достаточно серьезна, говорит внушительный состав организаторов этого мероприятия: региональное министерство природных ресурсов, ФБУ «Национальный парк «Угра», Международная организация по сохранению водно-болотных угодий Wetlands international, Фонд Микаэля Зуккова (Германия), Институт лесоведения РАН, кафедра экологии РГАУ-МСХА имени Тимирязева (Москва). В работе семинара принимали участие представители Санкт-Петербурга, Тверской Владимирской и других областей России.

Интересная вступительная лекция-доклад на тему, какова польза и вред болот. И чего больше? Если говорить о пользе, во-первых, их на земле не так уж много — всего 3% поверхности, но зато они хранят 500 гигатонн углерода, что вдвое больше, чем все леса планеты. Достаточно назвать всего несколько их полезных свойств (снижение парниковых газов в атмосфере и вероятности засух, наводнений, стабилизация температуры и влажности воздуха и т.д.), чтобы понять — без них жизнь на земле будет бедна. Особенно если сюда прибавить «болотную пользу» для обитания уникальных видов животных и краснокнижных растений.

Но и вред от болотных торфяников огромен. В 1990-х годах, когда добыча торфа стала нерентабельной, предприятия разорились и бывшие болота были заброшены. Эта территория как раз и стала источником возгораний. Достаточно вспомнить ядовитую завесу в воздухе в центре России в 2010 году. Калуга в сравнении с Москвой, где люди не могли появляться на улице без масок, еще не так пострадала. Именно тогда было зафиксировано рекордное число смертности от отравления вредными веществами.

Международная климатическая конвенция, включая ФАО — организацию ООН по продовольствию, предлагает практический выход из этой ситуации — выращивание культур на участках ранее нарушенных болот с остаточной торфяной залежью. Такой подход назван «болотным растениеводством».

В Германии в 2011 году стартовал проект по спасению болот, и он был призван одним из лучших в мире. Этот опыт интересен. Наш проект по восстановлению торфяных болот в целях предотвращения пожаров и смягчения изменений климата уже в стадии реализации.

В 2016 году совместно с экспертами НП «Угра» было обследовано два болотных массива, начато проектирование мероприятий на Драковском болоте в Дзержинском районе. Запланированные работы включают создание экспериментальных участков по выращиванию влаголюбивых культур на обводненных торфяниках в качестве бизнес-проектов на землях частного собственника.

И все же вопрос, почему горят торфяники, лежит в плоскости законотворчества. Ведь известны случаи, когда некие бойкие бизнесмены под предлогом работы на земле осушали болота, потом эти гектары бросали, а запрятанный в глубь земли торф в жаркое лето просыпался и заявлял о себе пожаром вместе с выбросом ядовитых паров в атмосферу.

Что ж получается? Сам человек исковеркал природу, а теперь, сетуя на бесчисленные синоптические катаклизмы, решил-таки исправить экологические промахи. Большинство регионов России включились в новый проект, основанный на принципах «зеленой инженерии». Работы не требуют крупных капиталовложений в мероприятиях по обводнению. Хотя придется потратиться на инженерное проектирование и сопровождение работ. Но эти затраты того стоят.

Высокий интерес к проекту, его технологиям и практическим результатам вызывает интерес международного сообщества, поскольку проблема торфяных пожаров и выбросов парниковых газов актуальна для многих стран мира, и вред от них не меньше, чем от лесных пожаров в период засухи.