Эпоха ДДТ

Арена КТЗ вновь восхитила калужан, представив эпохальную программу рок-группы «ДДТ» «История звука». Концерт стал гремучей смесью острых политических и пронзительных лирических песен.

Группа возникла в Уфе в 1980 году, и до сих пор Юрий Шевчук для многих «ум, честь и совесть», как шутили в зале его поклонники. В творчестве Шевчука можно назвать наследником Маяковского с его убийственной сатирой. Отсюда и название группы, означающее ядовитый порошок для домашней твари. «Теперь поговорим о дряни», — повторяет могучий рокер вслед за Владимиром Маяковским.

Титан русского рока открыл концерт приветствием Калуге как родине Игоря Доценко, проработавшего барабанщиком в группе 24 года. Юрий Юлианович сказал, что группа «реанимировала песни восьмидесятых, девяностых, «нулевых годов». Это не только «История звука», но и история последних 30 лет страны, которые мы с вами пережили». Артист призвал «расслабиться, подпевать, танцевать. Это не съезд какой-либо партии, поэтому можно чувствовать себя свободно. Но вести прилично, никому на ноги не наступать. Свобода — уважение прав другого человека».

Шевчук начал песней про время, когда «стояла держава, ракеты летали». Спросил зрителей: «Кто родился в СССР, поднимите руки». Зал взревел, хотя присутствовало и много людей двадцати с небольшим лет. Но поколение отцов купило билеты раньше, на всю Калугу их не хватило. За две недели до концерта их было продано больше, чем мест в зале. Чтобы уместить всех фанатов, нужен был бы стадион.

Песню «Рожденные в СССР» подхватил зал: «Я вчера был хозяин империи, а теперь — сирота». Рок-н-ролл про «Милиционера в рок-клубе» напомнил о легендарном Ленинградском приюте музыкантов на улице Рубинштейна, 13. Его сменили брейк-жалобы рабочего на конвейерном производстве, которые сегодня видятся созданием утописта.

Эпоха чернухи отразилась в песне «Мама, я любера люблю». Поэт, как ласточка, лишь прикоснулся на лету к грязи жизни, схватив настроение, но не замарав стихи.

В красном свете прозвучала «Революция». Сгущение чувств, воспоминаний зрителей создало в зале ноосферу кристаллической плотности. Юрий Юлианович пропел надежду на то, что «в каждом живом человеке наберем на глоток доброты». Она взорвалась восторгом хора, когда зазвучала «как чума — весна». Автор разбил ликующий хит песней «Не стреляй!».

Сочинение «Я получил эту роль» стало первой кульминацией концерта. Во время написания оно звучало как песня о поэте. Сегодня зал пел ее о себе, о нас, живущих в «интересные времена». Становится все яснее, что русский рок — это ветвь великой русской поэзии, а не просто протестный ритм. Изощренно разработанная и со страстью исполненная аранжировка усилила «пробойную силу» стиха. Звук достиг симфонического объема. Яркий голос Юрия Шевчука в записи, к сожалению, не дает представления о глубине тембра, мощи, диапазоне вокала. На концерте они были явлены в полную силу.

После изысканных по форме и камерных акустических хитов Юрий Шевчук предупредил: «А теперь мы сыграем потяжелее. Вы уж потерпите, сидите смирно, как положено под тяжелую музыку». И зазвучало «Я — электрический стул, слишком долго не посидишь». Вихрь песни «Любовь» сорвал зрителей с мест, превратив их в танцоров, но развернуться было негде. Сам же гигант рока на просторе выдавал рискованные коленца, показав хорошую физическую форму. Бэк-вокалистка Алена Романова зажигала зал своей парадоксальный пластикой.

Множество букетов артист принял с благодарностью, сообщив, что «у любимой супруги, Катерины Георгиевны, сегодня день рождения, и я передам ей эти цветы от Калуги». Шевчук представил басиста Романа Невелева, и публика скандировала после его риффов: «Вол-шеб-но!»

Концерт стал феерией. Неординарность программы проявилось и в том, что кульминацией Юрий Шевчук сделал не общенародный хит, которых у него много. Он прочел стихи про «звон сухих камышей», про «на бред похожий мой век». Лучшую половину человечества Шевчук поздравил с наступающим праздником 8 Марта, спев «Я ценю твое мужество заваривать чай».

А потом была «Последняя осень»… Седые и юные зрители танцевали на крохотном свободном пространстве, папы держали на плечах детей, мужья — жен. Артист предложил помянуть ушедших из жизни рок-музыкантов. Их портреты высвечивались на экране. Гаккель! Дюша Романов! Доценко! Курехин!.. Каждый раз зал взрывался криками и аплодисментами.

Шевчук спросил: «Начальство в зале есть? Пора построить хороший концертный комплекс в Калуге, с танцевальным партером. Вы же скинулись по рублю! Мы много раз выступали в этом зале, спасибо, что он еще стоит!»

Зал выбил бисы, и песня «Родина» ввела публику в такой раж, что артисту пришлось прервать выступление. В партере завязалась потасовка. Установив мир, Шевчук начал эту исповедь снова, и зал пел с ним стоя! Артист призвал: «Денег нет, но вы держитесь!» Финалом стало произведение «Это все». Жаль, что замараны слова «момент истины», но иначе про те минуты не скажешь.

Часть публики осталась ожидать любимого артиста, чтобы взять автограф. Мы также использовали эту возможность, тем более что уставший в гастрольном туре Шевчук отказался от общения с журналистами.

— Я очень устал, можно только фамилию напишу!

Расписываясь на первой полосе «Знамени», Юрий Юлианович оживился:

— О! В ожидании любви! Это то что нужно!

— Приезжайте к нам на 8 марта… (Общий смех).

— Нет, у вас другой артист в те дни будет выступать, Киркоров… (Гомерический хохот поклонников рока).

Спасибо всем, кто организовал этот концерт на Арене КТЗ, один из созвездия событий культуры, подаренных меломанам Калуги. А 27 марта счастливчики смогут аплодировать «Наутилусу Помпилиусу». Да здравствует рок на Арене!

Фото автора и Анны ЗОЛОТИНОЙ.