Глаза в глаза

Проработав полвека в газете, я сделала для себя печальный вывод из области медицины: оказывается, глаза в жизни человека — не самое главное. А потому с нынешнего года пациентам даже с серьезными заболеваниями глаз отказано в бесплатном лечении.

С самого начала сделаю отступление: речь пойдет о частных клиниках — дочерних (если можно так выразиться) структурах МНТК, расположенных в Калуге.

Еще до того, как приступила к сбору информации, выслушала печальную историю калужанки Галины Т. У нее глаукома. Офтальмологи в один голос предостерегали: чтобы болезнь не стала прогрессировать, необходимо два раза в год (!) проходить курс лечения: уколы, лазерную и прочие процедуры. Один раз это ничего не стоило (все производилось по квоте), второй раз — за счет пациента. Если бы речь шла о какой-то паре тысяч рублей, так ведь цена этой профилактики немалая — около десяти тысяч!

Так у женщины прошло три года успешного лечения. Кончался 2017 год, и она упорно названивала в клинику на улице Плеханова на предмет записи. Из трубки слышалось: «Рано звоните. Квот пока нет». В январе ответ был получен: «Нам квот не дали по причине того, что мы — частная клиника». Галина в отчаянии: не всякий пенсионер в силах собрать за год такую сумму…

Первым был звонок в отраслевое министерство. Там мне объяснили, что распоряжается этими деньгами только главная клиника МНТК. Звоню туда. Ответ секретаря меня потряс: «Квоты даются только при лечении жизненно важных органов». Охотно соглашусь, что люди, носящие очки, совсем не инвалиды. Если говорить о дальнозоркости, то, пожалуй, процентов девяносто пожилых людей читают и работают в очках. А вот пациенты с диагнозом глаукома без должной лечебной страховки могут ослепнуть.

Следующий звонок — в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Там, оказывается, эта ситуация уже известна, и возмущение граждан им понятно. Стрелка опять же переведена в направлении головной (федеральной!) клиники МНТК. В частных в один голос уточняют: «К сожалению, с этого года бесплатно мы не можем лечить даже неработающих пенсионеров!». В общем, платите денежки либо — сами понимаете, что…

С одной стороны, не так все безнадежно. В глазном отделении областной больницы и операции, и лечебные процедуры проводятся бесплатно. Но там, где бесплатно, там и очереди. Хотите — ждите, а если нет, то придется раскошелиться. Есть и еще одно но — не всем старикам легко добраться до места лечения — Анненки от города далековато. Остается опять же один выход — идти к частникам и платить.

Вспомнила аналогичную историю со своей приятельницей, которая при посещении стоматологического кабинета неожиданно услышала страшный приговор: «У вас утолщение на десне, нужна консультация онколога». Комментарии излишни: после такого вердикта ноги от страха отказывают. Дело было летом, поехала в Анненки. Регистратура огорошила: «Запись только на сентябрь».

Понятно, даже человек с очень крепкими нервами не сможет спокойно прожить с таким диагнозом (пусть недоказанным) и одной недели. Есть выход — платный кабинет. Осмотр в тот же день, а дальше — направление на анализ для окончательного диагноза. Бесплатный результат нужно долго ждать, а за деньги — пожалуйста.

Конечно, платные клиники — большое благо. Там к пациентам медперсонал и внимателен, и добр, а главное — нет жутких очередей. О качестве лечения пока не будем рассуждать, заметим только, что врачи там, как правило, не какие-то суперспециалисты, а абсолютно те же, что и в государственных поликлиниках.

Год от года мы слышим победные рапорты о том, что в области здравоохранения — невиданные прорывы в сторону улучшения медицинских услуг. Только почему-то жалоб от больных меньше не становится. Вернемся к глазам. И зададимся вопросом: какое конкретно ведомство не хочет решать проблему спасения людей от неминуемой слепоты? С другой стороны, а как же средства ФОМСа?

Известно, что ежемесячно от всех предприятий, учреждений и прочих служб туда идут отчисления. Так, может, стоит использовать этот фонд, чтобы он был вправе распоряжаться накопленными средствами, а не кто-то другой решал, кому из больных финансовая поддержка крайне необходима?

Можно сколько угодно искать виновных в принятии решения об ограничении квот на глазные процедуры. Но нужно было бы, чтобы не оставлять больных один на один с их недугом, собраться за столом переговоров всем ведомствам, отвечающим за здравоохранение, и раскрыть глаза на острую лечебную проблему.