Ганс Христиан Андерсен — сказочник мира, его история — прекрасный новогодний подарок для детей. Так и решили в Калужском ТЮЗе, предложив маленьким зрителям постановку произведения «Свинопас».
Главный режиссер театра Михаил Визгов сам написал инсценировку, видоизменив в ней непростую мораль датского мудреца. Истории о Свинопасе — уже 176 лет. Она стала особенно актуальной, что видно по обращению к этому сочинению российских театров. Поставили спектакль и недавние калужские гости, рязанский «Театр на Соборной», и Ярославский ТЮЗ, и прославленный Московский детский музыкальный театр им. Натальи Сац.
Кроме неисчислимых драматических постановок, сказка привлекла и балетмейстера Брониславу Нижинскую. Сестра гениального танцора воплотила историю на сцене лондонского театра Ковент-Гарден. Оперу «Принц-свинопас» написал композитор режиссера Федерико Феллини Нино Рота. Старейший кукольный театр Великобритании также обращался к этому сюжету. Борис Чайковский создал сюиту для радиопостановки «Свинопас».
Почему история не «линяет» со временем а, наоборот, проявляется с новой яркостью? «Мои сказки адресованы столь же взрослым, сколь и детям», — говорил сам Андерсен. Сочинение имеет литературные источники, сюжеты о наказании гордых принцесс находятся в сказках Джамбаттисты Базиле, у братьев Гримм.
Императорская дочка живет в искусственном мире «хищных вещей века», она ценит их по ярлыку и чеку, а не по истинному достоинству. Поэтому, получив от влюбленного Принца соловья и розу, Принцесса была возмущена. Здесь звучит отсылка к другому шедевру Андерсена, «Соловей», десятилетие постановки которого недавно отметил Калужский ТЮЗ. По новой калужской версии «венценоска» воспитана вдали от боли, и укол о розовый шип вызывает у нее шок.
Оскорбленный бедный Принц нанялся к Императору в свинопасы и смастерил чудесные безделушки. И вот гордячка купила за поцелуи волшебный горшочек, который показывал, что готовится на кухнях жителей королевства, да трещотку, игравшую танцевальные мелодии. Разгневанный отец прогоняет дочь, а влюбленный Принц отвергает ее за легкомыслие.
Здесь переплетаются две линии. Первая — проблема статуса. Может быть, действительно у принцессы все вещи должны быть дорогими. Ведь не наказана же неженка, отлежавшая бока на горошине, а совсем наоборот! Но тогда столь высокородной особе стыдно интересоваться кухонными историями своих подданных. Принцесса оказалась пошлой мещанкой, в Калуге таких называли ищеулками!
Вторая линия — вопрос цены чести. Девушка, отдавшая поцелуй за минутную причуду, не годится ни в жены, ни в наследницы престола.
Обаятельный перевод Анны Ганзен выявил два пласта текста: волшебное, занятное приключение и обычную житейскую историю. Эти пласты по действию то сближаются, то расходятся, сказка как бы «мерцает».
Навязчивая нравоучительность чужда кружевным созданиям датчанина. Он лукаво говорит о некоторых оборотах сюжета: «Но дети этого не слыхали, а если бы и расслышали, то ничего не поняли. Да это и к лучшему, потому что детям не следует знать все!»
Архетипы сказочника бьют прямо в подсознание, да еще в образах художника Тамары Головановой. Пышные костюмы, сшитые Светланой Миратовой, придают истории дополнительный объем, праздничную атмосферу.
Дети в зале откликаются на действия то смехом, то замиранием, громко советуют Принцу (Алексей Алешко), как ему решить свои личные проблемы. Бедолаге помогает умный слуга Мартин (удача Владимира Киселева). Инсценировщик и режиссер пожалел Принцессу (Екатерина Крохмалева), которую «заела среда», и поженил ее с Принцем — финал получился по-рождественски милосердный.
После представления детей поздравляют Дед Мороз (Кирилл Ланцев) и Снегурочка (Анна Костина). Вот где настоящее волшебство! Юные зрители тянут ручки, чтобы коснуться на счастье царей праздника. Счастливого Нового года всем участникам театра жизни!
Фото автора.
Комментарии
Больше по теме
Не изменяя авиации. Не стал пилотом, зато отвечает за аэропорт в Калуге
Дожать собственника. Калужане не прекращают тонуть в фекалиях
«Страшно до сих пор». Как живёт Злата Липовая из Козельска после похищения