«А» сказали, «Б» забыли?

Почему в импортозамещении до сих пор не произошёл прорыв

Недавно в областном центре прошел второй сырный фестиваль. Сыроделы области и из других регионов представили более 40 видов своей продукции. По сравнению с прошлым годом число участников и география расширились. И это здорово. Но, на мой взгляд, говорить о том, что в деле импортозамещения сыров совершен прорыв, пока еще очень преждевременно. Во-первых, производительные мощности сыроделов еще недостаточно высоки. Во-вторых, цены на их продукцию, что называется, кусаются и недоступны для широкого потребителя.

Кстати, сами сыроделы не раз рассказывали журналистам о том, что готовы хоть завтра увеличить объемы производства. Но сразу замечают, что для этого им нужны дополнительные средства и доступные банковские кредиты.

Вот что говорил в своем интервью одной из местных газет директор жиздринской компании «Сырная губерния» Алексей Демьянов:
— За поставляемое нам молоко мы вынуждены платить дороже, потому что представляем маленькое производство, с которым крупным производителям молока сотрудничать не всегда удобно. Нам часто задают вопрос: а почему не выращивать собственные корма для животных, почему не открыть собственную форму, почему не перерабатывать молоко в большой ассортимент продукции и почему не открыть собственные магазины? Можно, но сложно и дорого.

Еще более откровенно высказался известный на всю страну подмосковный фермер Олег Сирота (он, кстати, тоже принимал участие в калужском сырном фестивале):

— Мои европейские коллеги получают кредит под процентную ставку, близкую к нулю. Мой же кредит на коровник начался с 25 процентов, сейчас — 13,5. Где-то 100 рублей в ценнике каждого килограмма сыра – это только проценты по кредитам. Если будут длинные кредиты под нормальный процент – тогда все подешевеет. У нас для фермера сейчас максимальный срок кредитов — 5 — 7 лет: за это время не успеешь отбить затраты ни на коровник, ни на сыроварню. В Европе кредит получают на 20 лет.

Я привел столь подробное цитирование, дабы читателям наглядно стало понятно, какие проблемы испытывают сегодня наши фермеры. И чтобы они не спешили посылать в их адрес нелестные эпитеты типа «живоглоты», «мироеды» и т.д., когда видят цену, по которой фермеры продают свою продукцию. Из условных 1,5 тысячи за тот же сыр производителю в лучшем случае остается рублей 300.

Где же выход? Как сделать так, чтобы и фермеры не вылетали в трубу, и чтобы их продукция была доступной не только для богатых, но и для людей со средним достатком? На мой взгляд, главная проблема здесь заключается в том, что, как это часто бывает, наше государство, сказав » А», позабыло сказат » Б».

Когда три года назад, после введения против нашей страны экономических санкций, начали говорить об импортозамещении, все были воодушевлены. Казалось, наконец-то от бесконечных разговоров об обеспечении продовольственной безопасности страны перешли к делу. Если быть объективным, то надо признать, что в этом направлении уже кое-что сделано.

Но говорить о том, что теперь мы всем себя обеспечиваем, мягко говоря, неправильно. И мы никогда не сумеем этого достичь, пока государство реально не повернется лицом к отечественному товаропроизводителю. Для начала хотя бы сделает доступными для них те же банковские кредиты. А пока этого не будет, с русским пармезаном мы будем встречаться лишь на фестивалях, а не в магазинах.