Ангелы и бесы

Как реагировать на проявления детской агрессии, чтобы в дальнейшем они не повторялись?

В ребенке могут уживаться ангельская внешность и жестокость. Родителям порой трудно поверить в то, что их добрый и ласковый сын занимается психологическим насилием в классе, что он пытается подмять под себя сверстников, доводит их до слез, не реагируя на замечания взрослых. «Это не про нашего ребенка», — говорят они, настолько разительно отличается поведение дома от того, что с ним происходит за его пределами.

Первые проявления агрессии начинаются примерно в год. Карапуз может ущипнуть маму или даже укусить. Дело не в изначальной испорченности: дети в этом возрасте учатся различать границы дозволенного и усваивают связь между своими действиями и действиями других.

Правда, укус укусу рознь. Малыши кусаются от нестерпимого зуда в деснах, когда режутся зубы. Но независимо от причин реакция должна быть следующей. Нельзя отвечать агрессией на агрессию или переводить все в игру. Нужно сразу снять кусаку с рук, прекратить игру или другим способом показать, что тебе неприятно, и лишить на время родительского внимания. Придется повторять пройденное, возможно, не раз — пока ребенок не усвоит, что такой способ общения в вашей семье неприемлем.

В более старшем возрасте причины появления детской агрессии зависят от нескольких факторов. Насколько свободен или несвободен ребенок от авторитета взрослых? Если в семье и школе он задавлен ограничениями, то отыгрываться будет на младших, слабых в отсутствие родителей.

Если он не уверен в себе, испытывает проблемы с общением, то может начать самореализовываться в группе за счет унижения других. Он может попасть под влияние вожака стаи, который пообещает свое расположение.

Дети изначально не могут взглянуть на ситуацию глазами другого человека и почувствовать его боль в силу отсутствия опыта. Но с годами чувство эмпатии появляется — если его развивать. Поэтому не стоит ахать и ужасаться, если ваш карапуз пнул ногой котенка: он просто хотел узнать, что изменится от его действий. Ваша задача — пояснить ребенку на доступном языке, что животное — тоже малыш и ему больно и неприятно так же, как бывает человеку, когда его ударили или он упал. Спросите у своего чада, что бы он захотел в тот момент, когда расстроен? Скорее всего, тот скажет — чтобы его пожалели. После этого малыш наверняка загладит свою вину, приласкав котенка.

В старшем возрасте проблемой для взрослых становится желание подростка утвердиться за счет других с помощью психологического насилия. В качестве жертв он выбирает, как правило, тех, кто не может дать достойного отпора — младших или эмоционально слабых детей. Если объект обижен, плачет, значит, моральная победа достигнута. Ребенок не понимает, что причиняет боль другому. Дело опять же в отсутствии или в недостаточном развитии чувства сопереживания.

Как исправить этот недостаток? Поговорив с ребенком о сложившейся ситуации, узнав его взгляд на происходящее. Честный разговор может дать неожиданные результаты. К примеру, вы узнаете, что для него важно хотя бы таким способом проявить себя в классе, чем быть вообще никем.

После этого стоит постараться помочь своему чаду повысить авторитет в группе приемлемым способом. Приводите ему примеры из жизни, как можно по-дружески выйти из сложившейся ситуации. Причем лучше вспомнить хороший пример, чем критиковать за плохое поведение.

Предложите ребенку поставить себя на место одноклассника, которого он обижает. Не всегда ему с первого раза удастся прочувствовать всю горечь и обиду другого. И все же не оставляйте попытки достучаться до детского сердца, приводя все новые примеры и случаи из его и вашей жизни. Не делайте выводы сразу — тинэйджеру нужно время, чтобы осмыслить сказанное. Говорить он может что угодно, чтобы выдержать характер. Смотрите на дальнейшее поведение и действуйте по обстановке.