Лицом о паспортный стол

В Калуге граждан России и иностранцев встречают грязь, равнодушие и масса неудобств

Данная публикация – не результат журналистского расследования по заданию редакции. В ее основу легли личные впечатления автора от посещения отдела УФМС России по Калужской области в центре региона на улице Максима Горького, 56.

Организация, со времен Советского Союза известная как паспортный стол, выдает паспорта гражданина РФ, осуществляет прием граждан по вопросам его утраты и обмена, регистрации по месту жительства и по месту пребывания, снятия с регистрационного учета, а также гражданства и выдачи готовой регистрации.

Помнящие советские времена могут воспринимать то, что сегодня здесь творится, как «ностальгический» пережиток прошлого. Начнем прямо с фасада. Он обшит сайдингом светлого оттенка, на панелях которого скопились вековая пыль и паутина. Козырек над ним продавлен в нескольких местах.

Вдоль фасада вытянуты два узких кусочка утрамбованной почвы со следами чахлой растительности. Грунт от тротуара даже бордюром не отделен, и – никаких следов ухода. Все пространство усыпано окурками и прочим мелким мусором.

У главного входа в учреждение нет ни одной урны! Зато с торца дома, у входа служебного, установлены целых две, и обе нередко переполнены. На двери, чуть ниже с трудом читаемой надписи «Служебный вход», прямо над урнами, почему-то висит грозное предупреждение: «Мусор не бросать! Штраф — 1000 рублей».

От некогда установленной на газоне напротив главного входа лавки осталась только ржавая погнутая металлоконструкция.

Если очень внимательно приглядеться, слева от входа за мрачными оконными решетками можно разглядеть график работы учреждения.

Между тем при посещении отделов ФМС люди формируют первое впечатление о российской государственности и самой стране, и что-то подсказывает, что при таком подходе оно едва ли будет положительным.

Кабинетов и окон, в которых ведется прием, всего несколько. Но только очередь в окошко выдачи паспортов чувствует себя вольготно: в ее распоряжении — весь холл. На лавках напротив других кабинетов сидеть можно, только поджав ноги и втянув живот. Ведь расстояние между стенами коридоров в этом здании – всего полтора метра. Где-то сидячие места расположены друг напротив друга, а в оставшуюся между коленками сидящих щель постоянно кто-нибудь протискивается.

В очередях люди зачастую проводят по нескольку часов. Но еще не факт, что стоишь в нужный кабинет. Надписи на них не содержат полного и внятного перечня оказываемых услуг, на входе нет ориентирующего стенда, а на возникающие у посетителей вопросы отвечать некому — в учреждении нет справочного окошка или находящегося в холле консультанта.

Сотрудники, возможно, и готовы ответить на вопрос, но прорваться к ним «только спросить» далеко не просто. Оборону у дверей и окошка выдачи паспортов держат бдительные граждане, опасаясь, что вопрошающий пройдет без очереди.

Кажется, кто-то решил пожаловаться на работу организации и дергает дверь кабинета начальника: заперто, хотя обеденный перерыв закончился сорок минут назад и день приемный. В соседнем кабинете поясняют, что начальник в отпуске. Но соответствующего объявления на двери кабинета нет. А на вопрос: «Кто его замещает?», коллеги отвечают: «Никто».

Вот еще деталь, которая в процессе многочасового сидения в очереди, да еще с детьми, может оказаться немаловажной: нигде не видно дверцы с двумя ноликами ими буквами «WC». Однако сантехнический объект за безымянной дверью существует. Сотрудники открывают и закрывают его своими ключами, объясняя это тем, что туалет является служебным, а для граждан удобство «пока не предусмотрено». Так и хочется спросить: «Пока, извините, что?..»

Я совершила ошибку, предварительно не ознакомившись с процедурой замены паспорта, ставшей причиной моего визита сюда. Тогда узнала бы, что обращение в один из офисов Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Калужской области (в обиходе – «единые окна») или на интернет-портал государственных услуг сведет стояние в очередях к минимуму или вовсе избавит от него. Тем не менее и сдавать документы на замену паспорта, и получать основной документ придется все равно на Максима Горького, 56.

Отзывы о работе паспортного стола в интернете почти все негативные. Больше всего народ негодует, что хронически невозможно дозвониться по указанным телефонам, жалуется на грубость сотрудников. Еще любят обсуждать их якобы весьма скромную зарплату, за которую, мол, не стоит и со стула лишний раз вставать…

Допускаю, что МВД России, под эгидой которого осуществляет деятельность паспортный стол, – не самая богатая организация страны. Тем не менее позволить себе добросовестного дворника, наверное, могла бы. Заметим также, что устранение прочих перечисленных недостатков тоже не требует крупных вложений, а на кону при этом – вопрос престижа важной государственной структуры.