Собинкова гора

Фантастический мир летящих возлюбленных, парящих творцов и солдат, святых и ангелов встретит зрителя на юбилейной экспозиции Владислава Собинкова в Выставочном зале Союза художников. Заслуженный художник, заслуженный деятель искусств России представил весомый отчет о 65-летнем творческом пути.

Дорога эта началась в селе Хевроньино Ленинградской области в 1937 году, через 11 лет семья обосновалась в Калуге. В 1952 году за участие в седьмой Всероссийской выставке детского творчества Слава получил премию, с этого момента художник отсчитывает свой творческий стаж.

Владислав Михайлович окончил Ленинградское художественное училище (бывшее Таврическое). Его педагог, Григорий Шах, был учеником Ильи Репина. Преподаватель живописи, Александра Чеснокова, ученица Роберта Фалька, приобщила студентов к русскому авангарду, мировому изобразительному искусству.

Вернувшись в Калугу, выпускник активно включился в экспозиционную деятельность и через шесть лет был принят в Союз художников СССР. На счету мастера — участие почти в 180 выставках, в том числе более чем 30 международных, всесоюзных, республиканских, зональных.

Картины калужанина видели в Туле, Воронеже, Белгороде, Владимире, Ярославле, Мценске, Арзамасе, Муроме, Гороховце, Боровске, Ульянове, Тарусе, Обнинске. Персонажи созданного художником мира нашли почитателей во Франции, Швейцарии, Германии, Италии, Голландии, Финляндии, на Мальте. Множество произведений мастера находится и в музеях: от Комсомольска-на-Амуре до Мальты.

В чем секрет творческого долголетия, приятия столь разными людьми полотен Владислава Собинкова? Художник считает себя реалистом, не удивляйтесь, зритель, увидевший на картине невесту со стрекозиными крылышками! «Я считаю это реализмом, но этот реализм наших чувств, снов и воспоминаний. Когда наши впечатления соединяются, то мы получаем более богатые ощущения от жизни, соединяя жизнь в ее движении. Поэтому я соединяю впечатления разные, разновременные, объединенные чувством или мыслью. Мы должны рисовать не предметы, а пространство между ними», — считает автор.

Фантасмагорические полотна, заполненные сотнями персонажей: живых и мертвых, реальных и мифических за тысячу лет истории человечества — визитная карточка мастера. Художник воспринял открытия Пикассо, Дали, Веласкеса, Риверы — его вдохновителей-учителей много, как персонажей на картинах.

«Я, как корабль, плыву в тумане неведомо куда с толпой своих картин», — поэтической строкой описал свой путь художник. Искусствовед Наталья Головатюк пишет, что «взглянув на некоторые работы Собинкова, я попала в атмосферу булгаковского, а вернее, даже воландовского бала. Только бал этот пронизан божественным светом и лучезарностью».

Любовные парочки, инвалиды в колясках, лодочники-Хароны, матери с младенцами, «новые русские бедные» у мусорок, похоронные процессии, свадебные вереницы, торговки рыбой — чего только нет на той ярмарке!

Гражданский темперамент присущ автору, это отразилось и в работах («И сон, и совесть, и любовь, и вера», «Вымирающая деревня»), и в судьбе. В Союзе художников Владислав Собинков был и профсоюзным лидером, и председателем правления, избирался делегатом на съезды художников РСФСР и СССР.

Владислава Михайлович — не кабинетный человек, а настоящий мастеровой. Он сам «прирубил» к дому в деревне Сивково две комнаты, обустроил такой камин, что в нем поросенка запекали. Изразцы на этом чуде — и старинные, и современные, созданные по эскизам хозяина. Интерьер дома даже снят в любимом многими фильме «Любовь не картошка». Для этой картины хозяин написал портрет актрисы Валентины Теличкиной.

Вместе с друзьями-художниками Владислав Собинков построил парусный мотобот «Свей», на котором они бороздили Онежское озеро.

Мир картин автора как пролог к «Руслану и Людмиле», где «лес и дол видений полны». Но в них нет и следа эскапизма, горечь и сладость образов уравновешены. Сказался жизненный опыт обретений, труда, борьбы, потерь, сломов в обществе.

Другой пласт, подкладка полотен, — обращение к универсальным архетипам. Костры, березки, козы, вороны, реки, лодки, радуги, кони — как путешествие по страницам антологии мифа «Золотая ветвь» Джеймса Фрезера. Вероятно, поэтому искусствовед Валерий Васильев счел, что «произведения художника ближе к искусству кино, чем к традиционной живописи».

Обильное присутствие ню в творчестве автора «вызывает бурю эмоций не потому, что модель обнажена, а потому, что автор написал реальную женщину в реальной обстановке», — отметила искусствовед Марина Савина.

Другая ипостась Владислава Собинкова — преподавание. Студия супругов-художников существует уже более 17 лет. Нина Собинкова, опытный, самобытный график, учит рисовать детей от 6 до 14 лет, затем они переходят в мастер-класс Владислава Собинкова. Студийка Татьяна Полубинская писала о пользе занятий: «Я замечаю перемены в видении и восприятии мира. Я вижу необыкновенную красоту в обыкновенных вещах».

«Писать нужно в раздумьях: когда изображаешь дерево или глаз, следует думать о жизни, о своей судьбе, о счастье, о Родине, о художниках, живших во все времена и известных уму и сердцу»,- говорит автор. Его любовь к Родине — не слова, юбиляр подарил городу 250 работ! Губернатор поручил министерству культуры найти для коллекции достойное помещение.

Фамилия Собинковых пошла от местоположения дома предков вдали от села, на «Собинковой горе», наособицу. Так и притчевая манера художника выделяет его в богатом и ярком саду калужских мастеров. Окунитесь в облака мифа, не пропустите прогулку по их «неведомым дорожкам».

Фото автора.