Подвал для рок-звезды

На туристической карте Калуги есть места, ставшие визитной карточкой города, а есть далеко не всем известные, но примечательные и любопытные. Таков, например, музей «Рок-подвал», расположившийся на ул. Королева.

Его стены сплошь покрыты фотографиями, автографами кумиров миллионов. Создатель и арт-директор музея, автор и ведущий телевизионной программы «Кругооборот» Валентин Черняк рассказал нам о знаменитых гостях этого странного места и о самом его возникновении.

— Я родился в Дзержинском районе, окончил Калужский пединститут, получил специальность учителя истории и английского языка. Работаю специалистом Калужского областного центра народного творчества с 1982 года. Одновременно организовывал дискотеки в городе. Самая первая прошла в 1978 году в столовой пединститута. Я был ведущим методистом нашего центра по дискотекам. Сейчас моя должность называется «ведущий специалист по современным видам музыкального искусства».

— Помню, что в конце семидесятых годов прошлого века редкостью было даже просто подержать фирменную пластинку рок-группы в руках. Стоили они на черном рынке по 25 рублей…

— Это вы погорячились, подзабыли! Фирменный диск в эпоху винилового бума стоил и 50, и 70 рублей, а зарплата инженера была 120 рублей. Наши пластинки фирмы «Мелодия» стоили 2 рубля 15 копеек, но это был немножко иной уровень звучания. Хотя зачастую там выпускалась интересная, хорошая музыка.

— Ваши самые яркие подростковые впечатления от музыки?

— У одного моего родственника был магнитофон «Днепро», и он-то меня «подсадил» на рок. Я услышал записи Элвиса Пресли, «Битлз», Хампердинка, Адамо. Очень сильно повлияли на мое восприятие, перелопатили меня песни Владимира Высоцкого. Они заставили задуматься о многом. Он настоящий, стопроцентный рок-н-ролльщик, наша гордость.

— На какие средства существует ваш музей?

— Помещение принадлежит Калужскому областному центру народного творчества. Здесь находятся технический центр и мастерская народного коллектива «Толока». В 1992 году у меня появилась телевизионная программа «Кругооборот», возможность встречаться, беседовать с крупными музыкантами. От каждого интервью оставались воспоминания, записи, артефакты (диски, плакаты)…

Скопилось много материалов, связанных с культурой рок-музыки. Два года назад мы с друзьями-музыкантами решили, что хватит «над златом чахнуть», настало время показать все это людям. Так появился «Рок-подвал». Организация «Калужский край» водит сюда экскурсии, многие приходят сами, узнав о нас по сарафанному радио. Экскурсия длится полтора часа и заканчивается прослушиванием настоящего фирменного винила. Наш музей еще и клуб, в нем все можно трогать, листать, а главное — общаться.

— Какими гостями вы особенно гордитесь?

— К нам приходило много известных людей: Кен Хенсли, один из лучших рок-поэтов современности, интервью с ним было очень интересно. Здесь был Алексей Романов (группа «Воскресенье»). Борис Гребенщиков не просто посетил музей, а пел в зале, где проходят концерты, «подвальники». Вадим Самойлов, лидер группы «Агата Кристи», побродив по музею, предложил проводить здесь концерты. Мы назвали их «подвальниками» по аналогии с «квартирниками» шестидесятых, семидесятых годов прошлого века.

Стэнли Джордан появился у нас благодаря плотному сотрудничеству с фестивалем Олега Акимова «Мир гитары». Один из лучших голосов нашего рока Александр Монин, лидер группы «Круиз», к сожалению, уже ушедший из жизни, также был нашим гостем. Из нового поколения русского рока у нас недавно гостил Илья Черт (группа «Пилот»). Артур Беркут сыграл на нашей сцене свои баллады … Фотографии, запечатлевшие визиты этих звезд, — на стенах!

Далеко не в каждом городе есть подобные музеи. В Питере рокмузей организовал Николай Васин. Он всю жизнь посвятил собиранию музыки, но постоянно вынужден бороться за сохранение помещения. При рок-клубе Екатеринбурга существует музей с официальными витринами, гитары там лежат под стеклом.

А у нас воссоздан интерьер квартиры 80-х годов. Люди, посидев у нас часа два, говорят: «Слушай, а какой там, наверху, год?» Здесь можно вернуться в годы юности, детства.

— «И кто я такой, чтобы говорить им, что это мираж»… О каких калужских музыкантах рассказывают ваши экспонаты?

— Само существование музея и телепрограммы стало возможным благодаря великому музыканту, прекрасному человеку барабанщику Игорю Доценко. Этот калужанин 25 лет играл в группе ДДТ, потом — в «Чиж и компания». К сожалению, несколько лет назад он ушел из жизни… В 1993 году он пригласил меня в Питер, познакомил с музыкантами. Мы были на самой закрытой территории рока, в студии ДДТ. Снимали их не только из зала, но и на сцене, и в гримерке.

Гитарист Александр Мостовой, солист, сессионный музыкант ряда известных коллективов, тоже ушедший из жизни, бывал здесь не раз. Владимир Гапонов, долгие годы игравший в ВИА «Синяя птица», — тоже легенда калужской музыки. И многие, многие другие бывали здесь, выступали. Музыканты играют на расстоянии вытянутой руки от публики! Это не просто концерт, а живая творческая встреча.

Борису Гребенщикову очень понравился наш зал. Он очень тактичный человек, спросил: «Можно ли мне подняться на сцену?»

— Может быть, вы и сыграете?

— Да, конечно, с удовольствием!»

Взял нашу гитару, настроил, пригласил ирландского флейтиста Брайана Финнегана, и они исполнили песню из последнего альбома…

— Какие случаи, связанные с экспонатами музея, вы считаете самыми удивительными?

— Вот этот магнитоальбом группы «Аквариум» помог мне взять хорошее интервью у Гребенщикова. Борис Борисович — человек сложный. Но когда он увидел магнитоальбом начала восьмидесятых годов…

— …Это альбом «Табу»! И лед был сломан?

— Да, волна тепла поднялась к его глазам! Музыканты, у которых не было доступа на фирму грамзаписи, сами записывали 45-минутные ленты, сами делали коробки, печатали и клеили фотографии, тиражировали и продавали. Дикая редкость! В последний приезд Б.Г. опять увидел эту катушку и пытался объяснить удивленному Финнегану, как это — нельзя выпустить пластинку, а надо сделать запись самим…

— Что это за красивая гитара с отделкой из перламутра галиотиса?

— Она принадлежала музыканту Юрию Петерсону, игравшему в самом первом, «золотом», составе группы «Веселые ребята». Его отец, мастер по изготовлению музыкальных инструментов, сделал для сына эту гитару, когда тот отправился покорять Москву.

…Для любителей музыки «Рок-подвал» — что пещера Аладдина, полна сокровищ. Их собрал Валентин Черняк и готов поделиться своими знаниями, страстью к искусству. Говорят, что со дна колодца звезды видны даже днем. В калужском «Рок-подвале» они сияют в любое время суток!

Фото из архива Валентина ЧЕРНЯКА.