В «Калужские засеки» вернулись болотные совы

Непривычно холодная погода не слишком сказалась на птицах, обитающих в Калужской области. У большинства видов орнитофауны заповедника фенологические процессы укладывались в многолетние нормы. На несколько дней позже, чем обычно, окончательно замолчали кукушки и соловьи. Чуть дольше продолжалась тяга вальдшнепов, сообщают эксперты заповедника «Калужские засеки».

По предварительной оценке специалистов, в регионе начался подъем численности некоторых видов мышевидных грызунов. Это сразу же сказалось и на видовом составе, и на успехе размножения пернатых хищников – миофагов. Появились на своих заброшенных участках пары полевых и луговых луней. Впервые с 1995 года на сопредельной территории была встречена болотная сова. Из большинства гнезд канюков успешно вылетели по два птенца.

Среди интересных событий – проникновение в глубь заповедника соловьиного сверчка, редкой для Нечерноземья камышевки, ранее отмечавшейся лишь в ближайших окрестностях. Теперь поющие самцы встречаются в заболоченной пойме Малого Машка.

На границе заповедника у Ягодного был отмечен дупель, это похожий на бекаса кулик, чья численность в Средней России значительно сократилась. Здесь же впервые встретили выводок ремезов. Ранее по берегам Вытебети находили лишь недостроенные гнезда этих южных синичек, похожие на связанные из пуха варежки. Близ кордона «Ягодное» наблюдался выводок ястребиных славок – еще одного редкого вида, из года в год гнездящегося на опушке заповедного леса. В пойме Вытебети всю первую половину лета держались две большие белые цапли. Здесь же отмечалась группа из пяти не гнездящихся серых журавлей.

Были и некоторые потери. По неизвестной причине серые цапли бросили колонию в заповедном лесу возле Ягодного. Часть пар переселилась на прежнее место – в высокоствольный ивняк в пойме Вытебети. Немногочисленны были выводки куриных птиц. Возможно, причина этого – поздневесенние холода и дожди. Ни разу не был встречен в этом году, например, лесной жаворонок. Полевой жаворонок, лет двадцать назад гнездившийся даже на больших полянах внутри заповедного массива, теперь редкость даже на лугах охранной зоны. Эксперты связывают это со сменой растительности в заповеднике.