Вот и сказке конец

У калужских троллейбусников слова разошлись с делами

Нынешнее лето как-то с самого начала не задалось. Вместо долгожданного тепла мы уже который день вынуждены терпеть холодную, дождливую погоду и с тревогой следить за информацией синоптиков – не обрушится ли на наши головы очередной ураган или какое-нибудь другое стихийное бедствие.

Но неприятности калужанам преподносит не только погода. На днях их «обрадовали» тем, что с 1 июня троллейбусы начали работать только до 23 часов. Таким образом, пассажиров лишили возможности добираться домой на общественном транспорте в поздние вечерние часы. А если учесть, что и частные маршрутки в это время уже не ездят, то получается, что у горожан нет никакой возможности вернуться домой не в самое позднее, кстати, время, кроме как воспользоваться услугами такси.

Причину такого, мягко говоря, неприятного известия руководитель Управления калужского троллейбуса Вадим Витьков, видимо, объясняет привычными и, признаюсь, уже изрядно надоевшими жалобами на недостаток машин, дефицит водителей и кондукторов, большие затраты на электроэнергию, техобслуживание и т.д. Короче говоря, как один известный комедийный телеперсонаж призывал «понять и простить».

Самое любопытное, что когда совсем недавно г-н Витьков пролоббировал резкое повышение платы за проезд в общественном транспорте, он буквально соловьем пел, рассказывая рассерженным горожанам, что это было необходимое решение. И обещал при этом, что теперь-то все изменится в лучшую сторону. Мол, и троллейбусов станет больше, и ходить они будут чаще, а не раз в час, и зарплату работникам поднимет, и прочая, прочая, прочая.

Затем вообще выступил с «гениальной» идеей – устранить конкурентов с рынка общественных перевозок. Проще говоря, ликвидировать маршруты частных перевозчиков, дублирующих троллейбусные, и уменьшить количество частного пассажирского транспорта на ряде направлений. Не надо быть провидцем, чтобы понять: если подобное решение вдруг примут, то в Калуге наступит транспортный коллапс, так как добраться с окраин до центра будет невозможно.

Но Вадима Витькова это почему-то не смущало. Маршрутки он обещал заменить троллейбусами. Типа, никаких неудобств горожанам это не принесет, зато УКТ получит дополнительную прибыль. При этом в Калуге, наверное, даже последняя собака знает, что Управлению калужского троллейбуса для более-менее нормальной работы не хватает как минимум 20 машин. А для того чтобы полностью закрыть троллейбусами все городские маршруты, не хватает 100 троллейбусов и автобусов (об этом неоднократно говорил сам г-н Витьков). Денег для того, чтобы их купить, в бюджете нет и ближайшее время не будет.

Слава богу, у муниципальных властей хватило ума (по крайней мере, пока) не ломать нормальную систему ради спасения неэффективно работающего предприятия. И самое интересное, повышая плату за проезд, как я уже говорил, нам рассказывали сказки о том, что теперь троллейбусы начнут работать нормально. И что мы видим в реальности? Никаких позитивных изменений как не было, так и нет. Рискну предположить, и не будет. Происходит прямо противоположное: калужан заставили платить больше, а взамен в качестве «бонуса» сократили время движения троллейбусов. Как говорится, приехали…

Очевидно, что проблема носит системный характер, и решать ее надо кардинально. Для начала городским властям необходимо вспомнить, что работа общественного транспорта во всем мире — это социальная функция. Попытки полностью перевести его на коммерческие рельсы – утопия. И надо наконец перестать обманывать калужан. Когда через год или два г-н Витьков или другой руководитель УКТ в очередной раз предложит повысить плату за проезд, никто уже не поверит их сказкам о том, что после этого «всем будет хорошо».

Единственное, в чем с Вадимом Витьковым можно согласиться, это то, что муниципальные власти при выдаче лицензий коммерческим перевозчикам должны оговаривать пункт об окончании вечерних перевозок. Это вполне можно сделать, и странно, что до сих пор не сделано.

А пока будем ждать новых сюрпризов и оригинальных предложений от Управления калужского троллейбуса. Уж очень «креативные» там работают люди. Даже интересно, что они еще придумают.