Живописец тихой Родины

Выставка работ Николая Гурина, певца тарусских «голубых далей», проходит в Выставочном зале Калужского отделения Союза художников России.

Константин Паустовский писал: «Таруса стала для нас тем же, чем для развития французской живописи деревушка Барбизон. Таруса вошла в историю нашего искусства как место плодотворного вдохновения».

Времена Поленова, Бальмонта, Ватагина, Борисова-Мусатова, Балтрушайтиса, творивших в этом уголке Калужского края, прошли. Но особая привлекательность  места для художественной интеллигенции сохранилась. Едут мастера на крутой берег Оки со всех концов России.

Вот и Николай Гурин, родившийся в селе Уруп Ставропольского края, считает себя тарусским художником. Детство и юность автор провел в городе Шахты, затем окончил худграф Кубанского госуниверситета.

То есть в период формирования личности мальчика, юношу окружала совсем другая, более яркая, природа: привольные степи, яркие цветы палисадников, высокое небо, словно из синей эмали.

На работах же, представленных на выставке, природа средней полосы России зябко кутается в туманы и пелену моросящего дождя, не роскошествует броскими тонами.

С 1993 года Николай Георгиевич живет и работает в Тарусе, и плоды его кисти демонстрировались на персональных и групповых выставках, монументальные работы украшают интерьеры. Станковые произведения мастера находятся в государственных и частных коллекциях России, Германии, Австрии, Америки и Франции. К 65-летию Николая Гурина был издан альбом живописных работ автора, также представленный в экспозиции.

Размашистая манера, пастозный (объемный, крупный) мазок точно выписывают сиротливость обыденной жизни. Да, красивы, знамениты эти места, но люди живут в них в покосившихся домиках, выращивают пропитание на обнесенных некрашеными заборами огородах.

Крутые тропинки Тарусы только в погожий день и лишь летним фестивальным туристам милы, а каково пробираться по ним местным жителям в осеннюю распутицу, зимнюю стужу?

Именно потому, что для мастера Таруса — не место пленэра, а дом родной, он пишет ее так многогранно и точно. «Тихая моя родина» встает на полотнах мастера как иллюстрация к стихам Николая Рубцова. Это та Россия, что воспета в одноименном шедевре Михаила Лермонтова: «…люблю, за что — не знаю сам».

Красота — в глазах смотрящего с любовью созидателя Отечества, говорит кисть автора.