Без видимых причин

Для чего в Калуге хотят изменить систему общественных перевозок?

Простите, но сегодня я вновь хочу поговорить о городском транспорте. За последнее время эта тема неожиданно стала крайне актуальной. Хотя на первый взгляд видимых причин ломать нынешнюю систему общественных перевозок вроде бы не было никакого смысла.

Согласитесь, сегодня нет никаких проблем с тем, чтобы доехать в любую точку города. Перевозчики четко реагируют на конъюнктуру и в случае необходимости быстро открывают новые маршруты, которые пользуются спросом у калужан. В результате были довольны и жители, и транспортники.

Все было бы неплохо, но в эту практически идеальную картинку никак не вписывались троллейбусы. Управление калужского троллейбуса уже долгие годы пребывает в кризисе, на предприятии тяжелыми гирями висят многомиллионные долги. Троллейбусы, безусловно, экологически чистый вид транспорта, но популярностью у калужан они, мягко говоря, не пользуются. Причины? «Рогатые» неповоротливы, крайне медленно едут да еще и не по расписанию. Поэтому горожане и отдают предпочтение маневренным маршруткам, которые не надо ждать по полчаса.

У Управления калужского троллейбуса часто меняются руководители. Назначенный недавно на эту должность депутат гордумы Калуги Вадим Витьков нашел оригинальный способ вывести предприятие из кризиса. Он не стал искать варианты экономического оздоровления УКТ, а банально предложил резко увеличить плату за проезд. Вот так просто и сердито. В результате мы стали платить за поездку в троллейбусе вместо шестнадцати девятнадцать рублей (в маршрутках плата за проезд взлетела аж до двадцати двух).

Но троллейбусникам от этого если и стало лучше, то ненадолго. Очевидно, что борьбу за пассажира они все равно проигрывают. Где же выход? Повышать качество перевозок, скажете вы, и будете правы. Но дело это долгое и хлопотное, и г-н Витьков решил пойти более коротким, но гораздо более эффективным, по его мнению, путем — вообще устранить конкурентов с рынка общественных перевозок.

И вот уже депутаты Калужской гордумы обращаются в горуправу с предложением оптимизировать схемы организации пассажирских перевозок. Не знаю, как у вас, а у меня при слове «оптимизация» уже возникает нервный тик. Практика показывает, что ни к чему хорошему оптимизация в итоге не ведет и правильней называть ее ликвидацией.

Что же горожанам предлагается под оптимизацией схемы пассажирских перевозок? Оказывается, она заключается в ликвидации маршрутов частных перевозчиков, дублирующих троллейбусные маршруты, и уменьшении количества частного пассажирского транспорта на ряде направлений. Не хочу выступать в роли Кассандры, но могу предположить, что вскоре у нас с вами возникнет много проблем. К примеру, как быть жителям Северного?

Сейчас они не испытывают никаких проблем, до этого отдаленного микрорайона можно доехать на маршрутках, которых ездят бесперебойно. Но туда же проложены и троллейбусные маршруты № 5 и 9. Сейчас (лично проверял) на «тралике» от Северного до центра можно доехать в лучшем случае за 45-50 минут (в часы пик время увеличивается). Если на Северный перестанут ездить маршрутки, то для жителей наступит транспортный коллапс. Кроме того, я бы очень попросил г-на Витькова лично на себе испытать все «прелести» поездки на троллейбусе в час пик. Правда, вначале ему предстоит постараться с боем в него протиснуться, а потом, уверен, он испытает незабываемые ощущения, пока доедет до Северного или Грабцева.

Ну а если серьезно, я не понимаю, зачем создавать для людей дополнительные трудности? Им и так сейчас несладко живется.

Предположим, что идея г-на Витькова будет реализована и частников уберут с маршрутов. Что он предложит взамен? Ведь на том же совещании ясно было сказано, что УКТ для более-менее нормальной работы не хватает минимум 40 автобусов и 20 троллейбусов. Для их покупки необходим 231 миллион рублей, который депутаты решили попросить у руководства города. Но мы-то с вами в отличие от других прекрасно знаем, какая нынче сложная экономическая ситуация. Лишних денег просто нет, и поэтому не факт, что УКТ их получит.

Но самое интересное, что даже если их выделят, это ситуацию кардинально не решит. Чтобы полностью закрыть троллейбусами все городские маршруты, по словам самого г-на Витькова, необходимо 100 — 110 троллейбусов и автобусов. Откуда их взять?

Я рискну задать один простой вопрос — зачем для того, чтобы стало лучше одному предприятию, делать хуже тысячам калужан? Зачем ломать нормально работающую систему, если взамен ничего лучшего предложено не будет? Да и муниципальные депутаты, наверное (или я ошибаюсь?), в первую очередь должны думать об интересах избирателей, а не о том, как спасти неэффективно работающее предприятие.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.