Отказать!

Почему депутаты Госдумы принципиально игнорируют инициативы региональных коллег

На днях в рамках рабочей региональной недели депутаты Государственной думы Александр Авдеев и Геннадий Скляр встретились со своими коллегами из Законодательного собрания Калужской области, членами фракции «Единая Россия». Думцы поделились впечатлениями о первом полугодии работы в парламенте, а также обсудили вопросы дальнейшего взаимодействия. В первую очередь в плане продвижения законодательных инициатив из регионов.

Александр Авдеев и Геннадий Скляр, естественно, обещали сделать все возможное, для того чтобы позиция Калужской области была услышана на Охотном Ряду. Но при этом честно признались, что сделать это будет очень трудно. Оказывается, 95 процентов законодательных инициатив, поступающих в нижнюю палату парламента из регионов, не получают поддержки, а порой даже не рассматриваются. Сразу возникает вопрос: почему это происходит?

Ведь никто не будет спорить по поводу того, что региональные парламентарии гораздо ближе к жизни, чем их коллеги из федерального парламента. Им на местах лучше видно, что и как нужно поправить в том или ином законе, какую проблему срочно решить на законодательном уровне или почему тот или иной нормативный акт не работает на практике.

В качестве примера приведу лишь одну законодательную инициативу, с которой выступили областные парламентарии. Мы уже как-то писали, что депутаты Законодательного собрания Калужской области дважды выходили в федеральный центр с законодательной инициативой предоставить регионам право взимать плату в счет возмещения ущерба, причиняемого большегрузами.

Это обеспечило бы поступление дополнительных финансовых средств в региональный дорожный фонд и муниципальные дорожные фонды. И позволило бы ремонтировать убиваемые фурами региональные дороги, на которые после введения системы «Платон» хлынули большегрузы.

Абсолютно здравое и логичное предложение калужских депутатов было поддержано другими российскими регионами. Но депутаты предыдущего созыва Госдумы его отклонили, причем никаких внятных объяснений приведено не было. Я привел только один пример, а ведь их гораздо больше!

Конечно, можно предположить, что некоторые законодательные инициативы бывают слабыми и не до конца проработанными. Но ведь не 95 процентов! По этой логике в законодательных органах власти субъектов Федерации работают сплошные неумехи, которые не могут грамотно сформулировать и оформить свои предложения. Но, согласитесь, это полная чушь.

Тогда почему? По моему мнению, причины «массовой гибели» региональных законодательных инициатив в «чистилищах» Госдумы можно объяснить тем, что они ставят под сомнение правомерность некоторых федеральных законов. Не секрет, что до недавнего времени (хочется верить, что эта практика уйдет в прошлое) нижняя палата федерального парламента, по сути дела, представляла собой «штамповочный цех» по оформлению законопроектов, приходящих из правительства. Они проходили на ура, и никто особо не вникал в их суть.

Это приводило к тому, что некоторые резонансные законы, начиная реализовываться на практике, приводили к волне народного возмущения и чуть ли не к социальному взрыву. Например, одобренный предыдущим созывом Госдумы новый порядок взимания платы за общедомовые нужды.

Вместо «прозрачности» люди увидели в полученных квитанциях резко возросшую сумму оплаты. В итоге сейчас вновь избранные парламентарии пытаются исправить недоработки своих предшественников. Как рассказал журналистам Геннадий Скляр, принято принципиальное решение, что впредь подобные законы будут утверждаться только при наличии соответствующих нормативных актов правительства, исключающих двойственное толкование. А ведь всего этого можно было вполне избежать, если бы депутаты не спешили нажать кнопку «за», а повнимательнее вчитались в документ.

По идее, региональные парламентарии со своими законодательными инициативами могли и должны стать для Госдумы надежным
партнером, своего рода экспертами в плане практичной реализации принятых законов.

Будем откровенны, обращение с законодательной инициативой — это уже крайний шаг. На него идут, когда становится понятно, что решить на региональном уровне ту или иную проблему невозможно. И пока Государственная дума будет продолжать отмахиваться от законодательных инициатив с мест, словно от назойливых мух, количество проблем в стране не уменьшится.

Спикер Государственной думы Вячеслав Володин недавно выступил с предложением проводить законопроекты региональных парламентов до внесения в Госдуму через экспертизу в Совете законодателей (совещательный орган при палатах Федерального собрания РФ). Если это реально поможет тому, чтобы голос региональных парламентариев был, наконец, услышан на федеральном уровне, то это предложение вполне можно реализовать. Может быть, будут найдены еще какие-нибудь формы и способы, с помощью которых удастся пробить стену отчуждения между Госдумой и законодательными органами власти субъектов Федерации. Главное, чтобы это было сделано как можно быстрее.