Музыкальная шкатулка «Самоцветов»

Шквал любви, охвативший переполненный зал «Арены» КТЗ, показал, что жажда романтики жива. Калужане подпевали древним хитам ВИА «Самоцветы», и многие со слезами на глазах.

Время, как всегда, все расставило по своим местам. Ансамбль, начавший свой творческий путь в 1971 году, показал, что хорошее — всегда хорошо. «Старые песни о главном» не исполненные, а пережитые на высоком музыкальном и поэтическом уровне, перенесли слушателей в мир, которым правят дружба и любовь.

«Увезу тебя я в тундру», хит Марка Фрадкина, буквально «взорвавший» публику, дал название коллективу. «Сколько хочешь самоцветов мы с тобою соберем» спели безымянные еще дебютанты. В адрес редакции сверхпопулярной программы «С добрым утром!» пришло несколько десятков тысяч писем, в которых предлагалось 1183 названия. Музыканты выбрали «Самоцветы». «Это название очень точно определяло направление нашего творчества, — считает народный артист России Юрий Маликов. — В нем каждый должен был засветиться гранями своего таланта, раскрыть свои возможности».

Исток «Самоцветов» находится в Японии! Недавнего выпускника консерватории, контрабасиста Юрия Маликова на восемь месяцев вместе с оркестром послали на выставку «ЭКСПО-70» в Страну восходящего солнца. Там юноша был поражен техническими музыкальными новинками, привез домой пятнадцать ящиков аппаратуры и инструментов для будущего ансамбля.

Организатор прослушал сотни претендентов и собрал состав, оказавшийся звездным. Заслуженная артистка России Елена Преснякова трудится в ансамбле с 1975 года, Алексей Нефедов — с 1980-го, Олег Слепцов — с 1981-го, Георгий Власенко — с 1985-го.

Японская техника, конечно, прекрасная вещь, но музыка родится не в «умном» ящике, а в душе. Есть такой литературоведческий термин — «гражданская лирика». Ей уделяли львиную долю внимания поэты от Пушкина до Вознесенского. Юрий Маликов избрал это направление для развития коллектива.

Они пели об освоении Сибири («Строим БАМ», «Багульник»), подвиге отцов и дедов («У деревни Крюково», «За того парня»), романтике трудного пути («Там, за облаками»), братстве людей («Экипаж — одна семья», «О дружбе», «Мой адрес — Советский Союз»), школьной юности («Не повторяется такое никогда», «Школьный бал»). Но все эти песни были о любви земной, только говорилось о ней словами, достойными человека.

Без песен «Самоцветов» не обходился ни один радио- и телеконцерт. Писали их лучшие поэты и композиторы одной шестой части мира: Серафим Туликов, Владимир Шаинский, Давид Тухманов, Вячеслав Добрынин, Роберт Рождественский, Леонид Дербенев, Сергей Островой и Евгений Долматовский.

Публика как тогда, так и теперь, в зале «Арены», встречала каждую новую песню на ура — проходных номеров в репертуаре ансамбля нет. Неповторимый лирико-романтический стиль предвосхитил появление ВИА «Голубые гитары», «Цветы», «Веселые ребята», «Песняры» — «Самоцветы» стали первыми.

В 1972 году ансамбль впервые поехал на шлягер-фестиваль в Дрездене и даже выпустил там виниловый диск. Позже «Самоцветы» стали лауреатом международных музыкальных фестивалей-конкурсов в Варшаве, Берлине, Праге, Гаване и Милане, концертировали в странах Латинской Америки и Африки.

В 70-е годы ансамбль постоянно выступал на стадионе в Лужниках, собирал при любой погоде по семнадцать тысяч зрителей. Гастрольные туры «Самоцветов» охватывали по тридцать городов СССР. Первый кризис роста постиг звездный коллектив в 1975 году, когда несколько солистов ушли, создав свой ансамбль — «Пламя». Юрий Маликов за двадцать дней набрал новый состав, наполовину обновив репертуар, создав новые хиты.

Через школу «Самоцветов» прошли многие кумиры 80 — 90-х годов — Алексей Глызин, Владимир Кузьмин, Сергей Беликов. Именно на этих концертах дебютировал в качестве пародиста вокалист ансамбля Владимир Винокур.

Но новые времена принесли новые песни. В 80-е годы из подполья выпустили зародившуюся и быстро окрепшую рок-культуру. Поколение «Пепси» выбрало музыку бунта против стабильности и предсказуемости мира. Однако залы на концертах «Самоцветов» оставались полными, пока люди создавали материальные и духовные ценности в процессе восьмичасового рабочего дня.

Когда труженики были вынуждены превратиться в «челноков», музы замолчали, залы опустели — не стало ни досуга, ни денег на его проведение. Вдобавок возникли такие продукты контркультуры, как поп-группы (например, «Ласковый май»), внедрявшие моду на эстетику безобразного, с радостью подхваченную массами. Ведь по сравнению с «Розами на снегу» «Багульник» — просто Бах, возвышенная музыка.

Цивилизационный слом вынуждал бывших звезд зарабатывать кто чем мог. Юрий Маликов занимался телевизионно-артистическим клубом «Крокус», снимал телепередачи и клипы.

В год 25-летия «Самоцветов», в 1996-м, на передаче «Золотой шлягер» тридцать артистов из разных составов коллектива «тряхнули стариной», в очередной раз взорвав эфир. Через полгода на ОРТ вышли знаменитые «Старые песни о главном», и «Самоцветы» возродились, возобновив успешную концертную деятельность.

Всякая ирония по поводу устарелости эстетики несерьезна: калужские гости — не старше Элвиса Пресли, Брайана Мэя и Пола Маккартни. Эта музыка настолько качественно «приготовлена», что не портится — «консервы» времени позволяют вдохнуть воздух оптимизма, товарищества и романтики.

Свое тридцатилетие ансамбль отметил в Государственном Кремлевском дворце. Юрий Маликов считает: «Феномен популярности «Самоцветов» в том, что наша музыка была и остается простой, доступной, но в то же время профессиональной и искренней». Овации и букеты от давних и новых поклонников подтвердили правильность этого рецепта. Спасибо за верность себе, артисты!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.