Вверх и в воду

Человек, который хотя бы раз испытал восторг от адреналина, хлынувшего в кровь, уже никогда не станет прежним. Размеренная оседлая жизнь — не для него, он становится вечным странником в поисках приключений. Наш сегодняшний собеседник Михаил Романов — из их числа.

— Михаил, ты занимаешься каякингом. Как давно ты им увлекся? Когда каякинг появился в Калуге? Что вообще привлекает людей в этот вид спорта?

— Мои отношения с каякингом начались в 2004 году, когда я учился в институте. А в Калуге каякинг возник задолго до того, как я туда пришел. Он, в принципе, ровесник российскому. В 90-е, когда появились люди, которые были не просто водными туристами, а именно каякерами. Они взяли ценности и идеалы безбашенных западных парней, начали разрабатывать российские реки и вели себя как совершенно сумасшедшие и очень свободные люди. Этот стиль жизни привлекал молодежь, которая хотела вырваться за грани обыденного.

При этом им нужен был не просто экстрим, а вольная «кочевая» жизнь вместе с такими же, как они сами, «психами». На самом деле — это интересные люди и настоящие друзья.

Да, каякинг — одиночный вид спорта: ты борешься с рекой в одиночку, но при этом ты знаешь: случись что, друзья тебе помогут. И обязательно за тебя порадуются. Вот эта атмосфера меня и привлекает.

Это не столько спорт, сколько целая субкультура, и калужская ветвь в ней была очень крепка. Сейчас она несколько растворилась, потому что стала более массовой, у ребят появилось больше возможностей. И теперь каякинг — это не только удел «маньяков», для которых каякинг — смысл всей жизни. Теперь это стало модным увлечением офисного планктона, который хочет расслабиться и получить немного адреналина.

— Где у вас обычно проходят тренировки?

— Зимой — в бассейне, а летом оттачиваем мастерство на водохранилище или на близлежащих речках: нам хорошо везде, где есть вода. И при возможности выезжаем в горы.

Наши каякерские поездки очень разнообразны, но важно не куда ехать, а с кем. Да, круто сплавляться на Кавказе или в Норвегии: чем дальше, тем интереснее. Но для каякинга как образа жизни даже на калужской Шане (не говоря уже о сложных маршрутах) может быть круто только тогда, если рядом люди, которым ты доверяешь, с которыми тебе будет весело.

— Каким видом каякинга тебе больше нравится заниматься?

— Сейчас мои друзья тренируются в бассейне, мне родео на «плоской» воде уже неинтересно. Перерос я, видимо, и фристайловые соревнования. Намного лучше ездить с друзьями на реки. Ты несколько дней раскатываешься, потом проходишь крутые участки.

Мы вот совершенно случайно в прошлом году на майские праздники попали на первый чемпионат Грузии по экстремальному сплаву. Находились неподалеку и решили заехать, отлично покатались и посоревновались, спасали грузинских каякеров.

— Расскажи о самых интересных поездках.

— Позапрошлым летом ездили в Норвегию, в 2016 году на майские праздники — в Грузию, а летом — в Крым. Путешествие в Грузию по экшену было одним из лучших. Грузия очень активно продвигает туризм, в принципе, там вообще никаких преград нет, только местное население так и норовит тебя накормить и напоить.

— В Крым ездили сплавляться?

— В Крым ездили… лазать по скалам. С некоторых пор у меня появилось еще одно увлечение — скалолазание. В какой-то момент каякинг начал приедаться. И тут друзья пригласили в горы. Я немножечко тренировался в зале на скалодроме, но на настоящих скалах не был ни разу.

Меня поразило то, что философия скалолазания диаметрально противоположна каякингу. На реке от тебя требуется очень быстрая реакция: каждый миг очень много всего вокруг происходит, и нужно быстро реагировать на это. Ты постоянно попадаешь в какие-то «адские мясорубки» и пытаешься выбраться из них.

В скалолазании наоборот: чем спокойнее ты будешь, тем меньше будет происходить опасных моментов. Все, в принципе, предсказуемо, но при этом ты должен быть внутренне очень собран. Да, в каякинге тоже надо быть собранным, но там на тебя постоянно что-то воздействует извне. В скалолазании внешняя среда — скала — это совершенно статичный объект, он на тебя вообще никак воздействовать не собирается. Ты сам решаешь, как действовать. Нужно просто лезть, при этом у тебя активно думает не только голова, но и руки-ноги.

В горах даже психологически комфортнее: ты стремишься вверх, плюс тепло, воздух, солнце. Красота!

— Ты разлюбил каякинг?

— Ни в коем случае, эти два противоположных, по сути, занятия дополняют друг друга. Кстати, я не один такой. Все каякеры нередко «подрабатывают» лыжниками или сноубордистами, «добирают» того самого простора, которого так не хватает в каякинге.

Просто у меня скалолазание пришло раньше и заместило в душе то место, которое обычно занимает спуск на лыжах или доске. Горные лыжи тоже присутствуют в моей жизни, но строго в формате покатушек на Квани. Либо лодки, либо скалы — третьего не дано.

— В каких горах уже успел побывать?

— География моего скалолазания, наверное, даже обширнее географии моего каякинга. Мы с друзьями завели карту, на которой отмечаем, где побывали. Это Испания, Франция, Таиланд, Украина, Крым, Карелия и еще много мест в России.

В Калуге мы регулярно, пять дней в неделю, тренируемся на скалодроме. Начали тренировать детей, набрали группу. Также мы помогли в строительстве скалодрома «Марс», куда может прийти каждый желающий и получить базовые знания, с которыми можно ехать на скалы и там дальше проникаться философией.

Мы занимаемся в маленьком зале, который строили исключительно для наших тренировок, то есть для продвинутого уровня. Но так получилось, что интерес к этому виду спорта у молодежи большой, поэтому все время приходят новые люди.

— Расскажи о самой запомнившейся поездке?

— Это Таиланд. Ничего подобного мы до тех пор не испытывали. Там абсолютно необычный характер скал, рельеф, есть очень агрессивные нависания, потолки. Плюс море рядом… Бывает, что пока ты лезешь вверх, наступает прилив, тогда спускаться приходится уже в море. Необычные ощущения.

Глупо ждать чего-то от поездки. Я вообще за спонтанность. Если ехать — то просто так, ничего не ожидая, ничего особо не планируя: собрались и поехали. Тогда будет здорово.

— Так все-таки что тебе на данный момент больше нравится: каякинг или скалолазание?

— Сложный вопрос. Это как если спросить: что тебе больше нравится — спать или есть. Без того и без другого ты жить не сможешь.

Фото автора.