Космос русской души

Экспозиция работ Бориса Овчинникова-Новочадовского в Калужском областном музее изобразительных искусств продолжает труды космистов Николая Рериха и Александра Чижевского.

В полотнах и графических листах патриарха русского советского искусства макрокосм мира равен микрокосму человеческой души. К этому мировоззрению художник пришел через горе и радость. Борис родился в сибирском селе в семье земского врача в 1914 году. В Новосибирске мальчика пяти лет учили рисованию, музыке. В юности Борис увлекался театром.

В шестнадцать лет сибиряк с папкой рисунков и рекомендательным письмом от художника-передвижника Константина Ерушева отправляется в Москву. Именитый Аполлинарий Васнецов помог провинциалу найти место в столице, стал наставником и учителем.

В 1930 году Борис поступает в Художественное училище им. 1905 года и на актерский факультет Института кинематографии. В дни окончания училища юноша был репрессирован и осужден на пять лет лагерей. После освобождения Борис Александрович работал художником-декоратором в театрах Урала, Сибири и Казахстана.

В 1948 году Борису Овчинникову-Новочадовскому удается перебраться на материк, в Московскую область, в Ногинский драматический театр. За двадцать лет работы художник создал там декорации к спектаклям по произведениям мировой и отечественной классики — постановкам пьес Мольера, Шекспира, Кальдерона, Лoпе де Вега, Островского, Чехова, Гладкова…

После выхода на пенсию мастер плотно занялся станковым искусством. Знакомство в 50-х годах с творчеством Николая Рериха стало для него откровением. Взгляд на земные пейзажи как бы из стратосферы — примета поздних работ Бориса Александровича.

Еще одним авторитетом для автора стал космист Виктор Черноволенко. Новый человек в новом мире, идея вертикального прогресса, торжество ноосферы — идейная основа серий работ «Космос русской души», «Меты Земли». Труд в щедрой Вселенной как путь к созданию совершенной и, следовательно, счастливой личности воспет в картинах-символах.

Восьмидесятитрехлетний трудный путь привел художника к вере в человека и его космическое назначение. В конце концов, мы все живем в космосе.