Большегрузы угрожают калужским дорогам

Думаю, что если попытаться составить своеобразный рейтинг главных бед, то дороги, а вернее, их состояние, прочно займут в нем одно из главных мест. Что греха таить, наши дороги в абсолютной своей массе сильно отличаются от европейских, к сожалению, не в лучшую сторону.

Мы привычно ругаем за это власти и нерадивых, по нашему мнению, дорожников. Ни в коем случае не собираюсь выступать в качестве их адвоката, но справедливости ради скажу, что большой личный «вклад» в дело разрушения дорог вносит большегрузный транспорт. Для того чтобы отмести возможные упреки вероятных скептиков, позволю себе привести несколько красноречивых примеров. Они не являются большой тайной, при желании найти их может каждый.

Так вот, знаете ли вы, что проезд грузовика весом 12 тонн оказывает на асфальтовое покрытие такой же эффект, как 40 тысяч проездов легковых автомобилей. В целом доля высокотоннажных грузовиков от общего автопарка в России составляет всего 4 процента. Вроде бы сущая мелочь. Но именно на эти 4 процента приходится более половины ущерба, который машины наносят дорогам. При этом все мы знаем, что практически всегда фуры загружаются по самый край, перевозя куда больше 12 тонн. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы догадаться: при таком раскладе дороги быстро приходят в негодность. И сколько ни выделят денег на их ремонт, толку никакого. Большегрузы все равно разобьют их до основания.

В качестве выхода из тупиковой ситуации на федеральном уровне какое-то время назад решили ввести систему сбора за проезд 12-тонников по федеральным трассам. Надо сказать, что определенная логика в этом, безусловно, была. Раз большегрузы разрушают дороги, то они, по идее, должны компенсировать расходы на их ремонт.

Дальнобойщики, естественно, были от этого решения не в восторге, пытались организовать даже акции протеста, но сейчас вроде накал эмоций спал. Отмечу, что подобная система уже давно действует в большинстве стран, среди них — США, Франция, Германия и даже Беларусь.

Вроде все хорошо, если бы не один момент. Опять же по нашей отечественной традиции федеральное правительство, сказав «а», не сказало «б». При принятии «Платона» (напомню, что так называется система взимания платы с грузовиков) никто почему-то не задумался, что отныне будет с региональными и муниципальными дорогами? Неужели у кого-нибудь возникали сомнения по поводу того, что огромные караваны сразу начнут искать объездные пути, чтобы не платить, и ринутся на региональные дороги, которые объективно не могут справиться с потоком фур, так как изначально рассчитаны на гораздо меньшие нагрузки.

Наша область сразу же столкнулась с этой проблемой. За последние годы практически вся опорная сеть была отремонтирована, на это потрачены огромные средства. И вот в одночасье все это буквально оказалось под угрозой уничтожения.

Справедливо рассудив, что «спасение утопающих, дело рук самих утопающих», депутаты Законодательного собрания области дважды выходили в федеральный центр с законодательной инициативой предоставить регионам право взимать плату в счет возмещения вреда, причиняемого большегрузами. Это позволило бы обеспечить поступление дополнительных финансовых средств в региональный дорожный фонд и муниципальные дорожные фонды. В конце концов, на что-то надо ремонтировать убиваемые фурами дороги. А в бюджете сейчас, прямо скажем, негусто.

Предложение калужских законодателей выглядит абсолютно логично и здраво (недаром его поддержали другие российские регионы). Но депутаты Госдумы, к сожалению, отклонили инициативу калужских коллег. Честно говоря, лично мне сложно понять мотивы, почему они это сделали. Гораздо важнее другое. Пока в Госдуме занимают выжидательную позицию, проблема усугубляется. Ее все равно придется рано или поздно решать. Иначе мы реально можем угробить областную и муниципальную дорожную сеть.

Насколько я знаю, калужские законодатели не намерены сдаваться и ищут новые варианты решения вопроса. Наверняка к этой работе подключатся наши депутаты Госдумы Геннадий Скляр и Александр Авдеев, который, кстати, входит в комитет по транспорту. Хочется верить, что разумные доводы калужан будут приняты на федеральном уровне. Иначе вполне может статься, что в недалеком будущем у нас, кроме федеральных, никаких дорог больше не останется.