Сколково требуются бизнес-ангелы

На минувшей неделе советник президента фонда Сколково финский предприниматель Пекка Вильякайнен провел в Калуге мастер-класс. Участникам конкурса для начинающих бизнесменов Open Innovations Startup Tour-2017 он рассказал о собственных взлетах и падениях на пути к успеху. По окончании мастер-класса куратор проекта российской Кремниевой долины ответил на вопросы нашего корреспондента.

— Вы являетесь идейным вдохновителем стартап-туров, которые проходят в нашей стране уже около шести лет. Чего вы ожидали от проекта и насколько оправдываются ваши надежды?

— Я по натуре человек нетерпеливый и был бы счастлив, если бы все происходило быстрее. Если вы спрашиваете о моих ожиданиях, то, конечно, было бы лучше, если бы университеты, правительства областей, городов, технопарки больше сотрудничали вместе и больше бы делали для становления предпринимательства.

Но — нужно быть реалистом. Я на сегодняшний день посетил уже 74-й стартап-тур, поэтому кое-какое понимание в этой области у меня сложилось.

Мы часто говорим о фундамен-тальных страхах. У нас есть примеры, когда даже учителя говорили студентам: не ходи туда, чтобы себя на посмешище не выставить. Поэтому я всегда начинаю свою презентацию со своей фотографии в 13 лет. Она сама по себе смешная, да и я на ней выгляжу не самым лучшим образом. Смысл такой: даже из такого типа могло вырасти что-то стоящее, почему из кого-то другого — нет?

— Чего, на ваш взгляд, не хватает россиянам, чтобы раскрутить свой бизнес так, как в свое время сделали это вы?

— Чтобы стать успешным, ничего особенного не нужно. Лет двадцать назад для этого тебе надо было родиться в богатой семье. И лучше, если бы ты появился в Кремниевой долине, а не в Калуге. Но сегодня, во времена глобализации и интернета, любой хороший продукт, любая компания могут родиться где угодно.

Что касается того, чего не хватает именно российским предпринимателям, то, думаю, поддержки. Я имею в виду даже не государство и правительство, а своих же собратьев — сообщества.

Еще один момент: у вас нет культуры бизнес-ангельства, то есть желания и заинтересованности сложившихся бизнесменов, которые могли бы поддержать своих молодых коллег. Я сейчас говорю даже не о деньках, а о поддержке опытом.

— Калужане впервые приняли участие в стартап-турах. Какого вы мнения об их проектах?

— Я пока еще не видел отчетов экспертов, которые занимаются оценкой стартапов на презентациях. Но я помню, по опыту своего первого посещения Калуги, что проекты ваших земляков были очень хорошо подготовлены, причем в коммерческой части. Думаю, что для вас является исключительным благом, что самый крупный город Европы, Москва, находится, что называется, за углом.

Благодаря этому молодые предприниматели могут пройти нужный тренинг или сравнить свой продукт с наилучшими практиками соседей.

В городах, где есть традиционные университеты, научная составля-ющая презентаций более выражена, а бизнес-часть, наоборот, слабовата. Именно поэтому наш конкурс назван стартап-туром, так как мы обращаем внимание именно на целесообразность идеи с точки зрения коммерческой.

Я не являюсь противником науки, но наша инициатива не ставит ее во главу угла. Дело в том, что по всей России немало вузов, где, что называется, в каждом чулане полно патентов, но при этом они не используются.

— Вы являетесь бизнес-ангелом для девяти российских компаний. А что нужно, чтобы вы согласились им стать?

— У меня есть три критерия. Я инвестирую только те проекты, куда могу вложиться не только своими средствами, но и связями, знаниями и опытом.

Я вкладываюсь только в проекты, в которых вижу возможности для реализации товаров или услуг на международном рынке. Это не значит, что продукт должен автоматически в первый же день продаваться на экспорт, но такого рода потенциал обязателен.

И третье — я не перестаю это подчеркивать на мастер-классе, — ментальность, настрой и мировоззрение лидера команды очень важны. Он должен хотеть учиться и слушать обратную связь.

— Сколково критикуют за низкий коэффициент полезного действия. Когда, на ваш взгляд, нужно ожидать прорыва?

— Критиковать легко — а что конкретно не устраивает? К примеру, Почту России, которую я сейчас консультирую, за все критикуют. Я понимаю, что вы скажете. Критики часто говорят о слишком медленной стройке в Сколково, хотя мне кажется, что неторопливость — это, в принципе, российская традиция. Также критикуют за то, что все сосредоточено вокруг Москвы. Но весной этого года мы ожидаем, что Госдума изменит закон и там будет прописана экстратерриториальность проекта. То есть Сколково перестанет быть деревней недалеко от столицы, а перерастет в философию.

Единственное мерило нашего успеха — количество созданных рабочих мест. Сейчас на компании-резиденты Сколково работают 20 тысяч человек. Мы ожидаем ежегодный рост в 40 — 50 процентов. Поэтому я горжусь тем, что нам уже удалось сделать за шесть лет.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.