Художники-государственники

Многоцветьем и многотемьем захватывает итоговая экспозиция членов Калужского отделения Союза художников России. Выставочный зал полон живописных, графических работ, скульптур, произведений декоративно-прикладного искусства.

На многолюдном вернисаже ди-ректор выставочного зала Га-лина Терентьева пообещала, что кроме премий Союза художников будет присужден приз зрительских симпатий. Так что спешите высказать свое мнение, любители прекрасного!

Искусствовед Владимир Обухов отметил, что дать краткую характеристику работам невозможно — каждый художник достоин отдельного исследования.

С присущим поэту юмором Владимир Михайлович сослался на печальный опыт одного критика, который в речи на вернисаже разделил авторов на «художников первого, второго и третьего эшелонов». «После этого живописцы «третьего эшелона» его побили», — припомнил выступавший.

«Сегодня в Москве, в управлении Академии МВД России, проходит выставка работ калужских художников, участвовавших в конкурсе имени Афанасия Куликова. И это не случайно, — продолжил Владимир Обухов. —

Символичным оказалось соединение искусства и пространства, где учатся защитники безопасности страны. Современное общественное мнение не различает исполнителей и создателей.

В академии же граждане, создающие духовные ценности для государства, оказались среди людей, которые заведомо по профессии государственники. Мы ощутили атмосферу внутреннего родства созидателей в противовес разрушительным тенденциям современного мира.

Сегодняшняя выставка тоже полна многодельных работ, создана думающими людьми, опытными профессионалами. Пройдет лет 50, многие картины окажутся в галереях, музеях, и знатоки будущего станут охотиться за ними, собирая то искусство, которое делается навсегда»,- сказал искусствовед.

Каждый день на экспозицию при-ходят до ста и больше зрите-лей, среди которых много учащейся молодежи. Мир насыщен сегодня зрительными образами, но они полны агрессии и штампов. «Живые» картины настоящих художников по сравнению с ними — все равно что концерт симфонического оркестра после звукоряда «Авторадио».

Образы Юрия Шерова подобны пению флейты. Вот провинциальная мечтательница «Ирочка» задумалась над ломтиком арбуза, а рядом — книжка, рукоделие, кошка — весь мир тихой девушки.

Татьяна Астахова в серии «Калужские старинные окна. Два лица» увековечила в керамике жемчужины деревянного зодчества. Резные наличники — уходящая натура, несущая русский дух. Они сложены в дворике «В ожидании реставрации» на графическом листе Михаила Пилюгина. Глядя на этот дубовый ажур, понимаешь, что делали его какие-то богатыри, аристократы духа и в то же время простые, зачастую неграмотные люди.

Народный художник России Валентин Белов изобразил крестины нового отпрыска своего разветвленного семейства работников искусства. Сергей Пилипенко продолжает серию скульптур-тайников, представив жирафа. Навеян этот образ стихотворением Николая Гумилева, где экзотический зверь подобен «цветным парусам корабля».

Музыкальные традиции города выразил Сергей Копылов на полотне «Осенний джаз». Три героя символизируют народную, классическую и джазовую культуры.

Космическая тема не уходит из поля зрения калужских авторов. Денис Гирин вырезал «Человека в космосе», изобразив в дереве суперструны Вселенной и солнечные батареи спутника, подобные ромашке. «Лунная соната» Людмилы Зайчиковой говорит о сложности мироздания.

Особое место на выставке отведено отображению человека. Лариса Минченко показала «Старость. Портрет Марии Андреевны» как образ героини века, вынесшей на своих плечах нечеловеческие горести. Но она сохранила и румянец, и пристрастие к тонкому рукоделию — на коленях хозяйки рушник с мережками и вышивкой.

Алексей Голубев написал «Радостного щенка», которого ласкают такие же улыбающиеся мальчики. Заслуженный художник России Ирина Камышанская представила графический лист из серии «Когда деревья были большими», посвященной отнюдь не благостному миру современного ребенка. Анна Иванова изобразила чернокосую «Татарскую девушку», готовящую кофе в турке на настоящем песке — он нанесен на холст вместе с красками.

Портрет двух любящих людей, а не только две вазочки с сухими физалисами, отражен на блюде Галины Гусляковой «О тебе и обо мне».

Натюрморты экспозиции разнообразны по стилистике — от гиперреализма до авангарда. Владимир Арепьев вспомнил «Варенье из репы», которое варила его матушка по старинному рецепту.

Классическая «обманка» — «Долгий путь к образу» Сергея Морозенкова. На холсте так точно изображены материалы для создания иконы, что хочется их потрогать. «Яблоки на крылечке» Василия Трушкина несут тепло и аромат конца лета. Фантастическая серия Вячеслава Некрасова «Сны кота средней величины» показывает мир маленького человека в образах чутких, настороженных мурлык.

Пейзажи выставки — признание в любви к родной природе. «Ря-биновые врата» Виктора Зундалева подобны двери в Берендеево царство — так разукрашены зеленые деревья и ягодами, и первым снегом. Село Доброе на графических листах Владимира Балашова, словно тургеневские зарисовки пасмурных дней.

Стая «Аистов» перед отлетом присела отдохнуть на сжатое поле, и их запечатлел Е. Шайдук. «Смоленка» Евгения Пухова так круто выгнула бок, что видно, Земля — шар. Сколько сотен раз калужские художники изображали этот сюжет, а он все так же нов и свеж, потому что увиден любящим взором. Так можно сказать о всех работах выставки. И убедиться в этом, проголосовать за понравившееся произведение вы сможете, посетив экспозицию. Вход свободный!

Фото автора.