Лучший из «Театра Достоевского»

Ушел из жизни великий актер великого театра имени Моссовета Георгий Тараторкин.

Конечно, читатель уверен, что я сразу начну говорить о его звездной роли Раскольникова по роману Ф. Достоевского. К счастью, мне довелось видеть его на сцене еще до выхода фильма Л. Кулиджанова «Преступление и наказание». Но об этом чуть позже. Вначале хочу поделиться с вами тем потрясением, которое испытала, попав в Дом работников искусств на встречу, где он читал стихи А. Блока и поэтов Серебряного века, не включенных ни в школьную, ни в вузовскую программы.

Он буквально загипнотизировал зал, люди слышали его негромкий голос и не могли оторваться от лучистых, потрясающих глаз. А когда вечер кончился, помню, вышла на улицу и не сразу могла понять, где я и что со мной…

Он коренной питерец, в детстве семья очень нуждалась по причине ранней смерти отца. Но мать, разрываясь на двух работах, все же выкраивала время, чтобы сводить сына и дочь в ТЮЗ на спектакли. И там маленький мальчик замирал, гладя на сказку, происходящую на сцене. Художественным руководителем Ленинградского ТЮЗа был Зиновий Карагодский, наш, калужский, которого помню еще со школьных лет. Он разглядел в высоком, худом юноше, пришедшем учиться в студию при театре, будущего блестящего актера.

Правила в театральном заведении были строгими: при снижении успеваемости студента нещадно отчисляли. Тараторкину это не грозило — он со школьных лет ходил в непременных отличниках. На сцене ТЮЗа сыграл массу главных ролей, заметил его и кинематограф. Его дебютом в кино стала роль народовольца в картине «Софья Перовская».

Неожиданно он попадает в больницу, где врачи даже опасались гангрены. В это самое время режиссер Лев Кулиджанов искал на главную роль в свой фильм по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» типажа, в точности соответствующего образу Родиона Раскольникова. На больничной койке увидел изможденного, с усталым взглядом молодого человека, того самого, которого искал.

Картина потрясла не только зрителей, но и киноведов. В букете кинозвезд (А. Баталов, И. Смоктуновский, Е. Лебедев, Е. Копелян) мало кому знакомый актер своей игрой сразил всех. Он сумел с удивительной точностью передать мучения совести, невыносимую боль гордого и честолюбивого человека. За эту роль Тараторкин был удостоен Государственной премии. И еще мировой славы — ни один актер планеты не смог создать истинного героя Достоевского.

Мне повезло — я пересмотрела в театре Моссовета, где блистали Ростислав Плятт и Фаина Раневская, все работы нового исполнителя ролей в спектаклях по романам классика. Каждый раз замирала, глядя в его необыкновенные глаза, где трагизм, отчаяние и невозможность любить. Всякий раз он совестливый, мятущийся из-за своих грехов и ошибок. Такие же у него Виталий Дудин в фильме «Перевод с английского», Евгений Павлов в «Делах сердечных» и, конечно, Роберт Уорбек в двухсерийном телефильме «Чисто английское убийство». И даже если его герой малосимпатичный человек по своим поступкам, однако ясный свет самого актера пробивает все отрицательные нагромождения персонажа, и сразу встаешь на его сторону. Таких же нелепых ошибок наворотил и его Дмитрий Львов в экранизации романа В. Каверина «Открытая книга». В нем есть все: тайна, безответная любовь, всепоглощающая страсть к науке, предательство. Но его любишь, потому что это исполнено талантливо.

Большим событием в жизни актера был его переезд в Москву. Его пригласили работать в один из лучших театров страны — имени Моссовета. Но была и другая причина — на съемках «Преступления и наказания» он встретился с актрисой и писательницей Екатериной Марковой, которая стала его женой, любимой и единственной. У них была прекрасная семья, сын Филипп, ставший православным священником, и дочь Анна, которая пошла по стопам родителей.

Россия потеряла великого мастера. Но время не властно над памятью. Для знатоков и поклонников театрального искусства народный артист России Георгий Тараторкин навсегда останется героем Федора Достоевского.