Карлик «Мулен Руж»

Калужский областной музей изобразительных искусств развернул во флигеле экспозицию, подобную роману. Не только творчество, но и трагическая жизнь Анри де Тулуз-Лотрека раскрыта в литографиях и подробных экспликациях.

Казалось, что малыш Анри, потомок графов Тулузских и викон тов де Лотрек, родился для вечного праздника. Однако законы природы неподкупны, его мать и отец — двоюродные брат и сестра, передали сыну целый букет наследственных болезней.

Нам, почитателям его таланта, вообще повезло, что будущий художник выжил. Родившийся спустя три года второй отпрыск семейства не дожил до года.

Анри получил блестящее домашнее образование. В сущности, его дом, замок Боск, был большим музеем с роскошной библиотекой. Но его кости от рождения были хрупки. Когда Анри исполнилось четырнадцать лет, он, неловко встав со стула, упал и сломал шейку бедра. Через полтора года, когда он уже почти оправился от болезни, случилась новая беда. Подросток поскользнулся, упал в овраг и сломал шейку бедра другой ноги…

Ноги Анри отказывались расти, и к двадцати годам их длина составляла всего семьдесят сантиметров. Отец утратил к сыну-инвалиду всякий интерес. Мать же, графиня Адель, поощряла тягу Анри к творчеству. В 1882 году она переехала с сыном в Париж, где юноша поступил в мастерскую художника Леона Бонна, затем в школу академика Фернана Кормона.

По настоянию отца юноша подписывал картины анаграммой «Трекло» — негоже было «позорить» аристократическое имя работой! Уже в конце 1880-х годов художник создал свой узнаваемый стиль. Он стремился усилить ощущение моментальности действия: обрезал фигуры у края картины, располагал персонажей как бы случайно, как на фотографии.

Инвалид, изгой круга сильных мира сего, он нашел место, где его полутораметровый рост не удивлял. Монмартр тогда был деревенькой на окраине Парижа, пристанищем маргиналов самого разного рода.

Натурщиками для Тулуз-Лотрека стали обитатели кабаре, публичных домов, прачки, модистки. Он их не романтизирует, не приукрашивает, не обличает. Он отдает должное уже самому факту выживания маленького человека в мире «успешных» больших и сильных людей.

В 1888 году художника пригласили принять участие в выставке брюссельской «Группы Двадцати», самой активной ассоциации нового искусства. Художник жил на улице Мулен и стал бытописателем знаменитого тогда и роскошного теперь кабаре «Красная мельница», «Мулен Руж». Его артисты стали заказывать художнику афиши своих представлений. Тридцать одна афиша Тулуз-Лотрека — признанная вершина, шедевр этого жанра.

Литография 1893 года «Жанна Авриль в Жарден де Пари» — гордость музея Метрополитен в Нью-Йорке. Размер афиши — 124 на 92 сантиметра. Парижский экземпляр обрезан по краю, его размер 123 на 88 сантиметров. Оба экземпляра напечатаны при жизни автора с изготовленного им литографского камня. Лист на калужской экспозиции — альбомного формата.

Листы, представленные калужскому зрителю, отпечатаны в 60 — 70-х годах ХХ века. Они воспроизводят артистов и посетителей Мулен Руж.

Вот Ла Гулю, Обжора, сбивавшая в лихом канкане ножкой цилиндр с головы принца Уэльского. Вот Валентин по прозвищу Бескостный, мастер шпагата, репетитор танцовщиц. Вот Жанна Авриль, выделывающая смелые па с отрешенным лицом. Вот в толпе зрителей оплывший изгой, бывший король жизни, только что вышедший из тюрьмы писатель Оскар Уайльд.

Может показаться, что художник вел развеселую жизнь в богемной среде. Но за пятнадцать лет активного творчества этот инвалид создал 600 живописных работ (в основном в половину своего роста), 31 плакат, девять гравюр, три монотипии и сотни литографий. Его руки были руками рабочего, а не бездельника.

Жизнь закончилась в 37 лет. Он умер на руках матери. Работы Анри де Тулуз-Лотрека дали самый яркий портрет эпохи «конца века», когда мир в блеске и танце катился к невиданной войне.

Те, кто знает и любит художника, откроют для себя на экспозиции новые штрихи его творчества. А те, кто не знал его раньше, поразятся актуальности образов карлика из Мулен Руж.

Фото автора.