Земля и небо Олега Комиссара

Обнинское предприятие «ОНПП «Технология» известно не только в регионе, но и, пожалуй, во всем мире. Именно в семидесятых годах здесь получили рождение авиационно-космические технологии полимерных материалов и конструкций (ПМК). В этой технической эволюции принимал участие Олег КОМИССАР.

В детстве мальчик мечтал строить корабли. Успел сконструировать несколько парусных фрегатов, а потом в институте было не до детских забав. Харьковский авиационный институт, факультет авиации и космонавтики — теперь не морские просторы, а небо стало делом его жизни.

— Вам, конечно, повезло, что вы получили распределение в наш город науки. И сразу — ОНПП «Технология». Сразу влюбились в Обнинск?

— Вовсе нет. В восьмидесятые годы город выглядел довольно уныло: единственный кинотеатр, ни мест отдыха, ни уютных кафе. Харьков ведь по своему уровню культуры мог соперничать с Москвой. Но довольно скоро я понял, что за предприятие, где мне предстоит работать, и что за фигура его директор — Александр Гаврилович Ромашин. Ведь это он в 78-м году возглавил ОНПП «Технология», понимая рост потребностей отечественного самолетостроения.

— Вы пришли в «Технологию» как раз в то время, когда предприятию вручали орден Трудового Красного Знамени. И уже шли работы над космическим аппаратом «Буран».

— Именно тогда меня поразили творческая атмосфера и грандиозность задач. Порой люди ночами не выходили из лабораторий, спали на раскладушках. Я начал понимать, что Обнинск — это не только центр атомной энергетики, это и медицинская, и сельскохозяйственная радиология, это Институт экспериментальной метеорологии, Институт физики земли и еще целый ряд других научных учреждений. Конечно, город нельзя по масштабам сравнивать с Новосибирским академгородком. Там большая доля фундаментальных исследований. Но у нас мощная прикладная наука, способная за короткий срок вывести на рынок уникальный и наукоемкий товар.

В 1988 году были проведены успешные испытания космического корабля «Буран». В полной мере заработали наши композитные материалы. Всем стало ясно — за ними будущее! В 1995 году было начато серийное производство головных обтекателей ракетоносителей «Протон». В 2000-м был получен первый сертификат соответствия системы менеджмента качества международным стандартам ISO. В 2012 году впервые в России было создано серийное производство композитных звукопоглощающих конструкций для авиационных двигателей самолетов нового поколения. А в 2011 году — успешный запуск космического аппарата «Спектор-Радиоастрон» для фундаментальных исследований, на котором были установлены солнечные батареи со сверхлегкими углепластиковыми панелями.

— Я чувствую, что вы не любите показывать плоды лично ваших достижений. Вы так рассказываете, словно все эти революционные прорывы происходили без вашего участия. Но ведь молодой инженер Комиссар дорос до поста генерального директора. Известно и то, что вы, отучившись по Президентской программе, стажировались в Германии, что ваш проект был признан лучшим, а потом вы о своей заграничной командировке отчитывались перед Президентом Владимиром Путиным.

— Мне действительно посчастливилось дважды с ним общаться. Последний раз это было на международном аэрокосмическом салоне «МАКС-2011», где я доложил ему о разработках нашего предприятия. Впечатления от встречи были потрясающими. Путин, кроме того, что он крупный политик и стратег, еще и человек острого ума и большого юмора.

— Сегодня ваша должность — заместитель генерального директора по науке и развитию. Закончился ваш директорский срок по контракту. Вы опечалены?

— Наоборот, я счастлив, что теперь могу заниматься не хозяйствованием, а наукой, инновациями и стратегией. И еще решать кадровый вопрос. Молодежь у нас замечательная, но нужно вернуть ее любовь к небу. Ведь какое-то время у нас и в авиации, и в космической сфере была непозволительная пауза. Я хорошо понимаю, что начинать путь в профессию нужно со школьной скамьи, может, даже с пятого класса. Для этого у нас существуют любопытные программы на детской базе отдыха «Полет», проводим день открытых дверей на предприятии. Тем, кто себя ярко проявил в школе и твердо выбрал свой путь в авиацию, даем направления в вузы, успевающим оплачиваем стипендию.

— А какой вы руководитель — либеральный, жесткий, злопамятный?

— Скорее — либерал. Я сторонник работы на равных. Руководить надо так, чтобы каждый мог проявить себя максимально. Я не хочу давить должностью, но обязан быть лучше во всех отношениях.

— Я понимаю, что рассказать о вас как о крупном руководителе, о депутате областного парламента, как о человеке большой душевной щедрости в двух словах не получится. Но один штрих к биографии все же считаю необходимо обозначить. Я о вашей страсти к археологии и краеведению. Как это могло сложиться в одном человеке: любовь к фрегатам, воздушным лайнерам и к тому, что глубоко под землей?

— Считаю, что одна страница Великой Отечественной, в частности, история подвига подольских курсантов, вставших живой стеной на Ильинских рубежах, на подступах к Москве, мало описана. Мне интересна история их подвига. А строительством парусных фрегатов, может быть, я еще займусь. Но не сейчас, а когда уйду на пенсию.