Вокальный космос «Ориона»

«Орион» вчера, сегодня, завтра» — так назвали свою программу ветераны советской и российской сцены. Полный зал филармонии собрался поздравить музыкантов с 45-летием их коллектива.

В далеком 1971 году на базе Калужской областной филармонии и вокально-инструментального ансамбля «Калужанка» был создан коллектив со свежей концепцией и самым широким эстрадным профилем. Основал, возглавил и вот уже сорок пять лет ведет группу артистов по ухабам истории заслуженный артист России Лев Поливода.

Многие известные музыканты начинали свою карьеру в «Орионе», прошли его школу. В калужском коллективе стартовали Константин Киселев, Олег Ухналев, Юрий Березин, Игорь Доценко (группа «ДДТ»), Игорь Кашкин (ВИА «Поющие сердца»), Дмитрий Галицкий (ВИА «Синяя птица»), Виктор Бобков (русский шансон), Евгений Тимошенков и многие другие.

Артистическая карьера Льва Поливоды началась в неполных семнадцать лет, когда группа пермских музыкантов сманила паренька на работу в Якутию.

К тому времени юноша не имел базового образования, но много занимался с педагогами, в частности, с известным в стране композитором и дирижером Генрихом Терпиловским. В прошлом он работал музыкальным руководителем оркестра Леонида Утесова. В сцене драки фильма «Веселые ребята» именно его водили носом по роялю, выдавая немыслимую гамму.

Впервые Лев Поливода вышел на профессиональную сцену в 1962 году в составе ансамбля «Северное сияние». Уже в 1964-м Лев Абрамович руководил карельским джазовым оркестром «Юность», а с 1971 года музыкант стал калужанином.

Высокая профессиональная планка, которую сумел взять «Орион», дала ему фантастические с точки зрения сегодняшнего дня возможности. Калужанам давали для премьерного исполнения свои песни лучшие эстрадные композиторы СССР: Вячеслав Добрынин, Владимир Мигуля, Олег Иванов.

Сегодня «Орион» — это Нина Кошуг, Анатолий Мизгирев, Дмитрий Яковлев, работающие вместе весь звездный срок коллектива. Владислав Герман, Денис Косякин, Павел Селезнев и Александр Рожков — тоже ветераны ансамбля. В вены созвездия влилась молодая кровь — студентки Калужского колледжа искусств Анна Петрова и Зинаида Теплова. Программу составили не только песни «Ориона», но и его друзей, зачастую работавших в ансамбле долгие годы.

Престидижитатор, фокусник Мануэль Казарян заворожил зал волшебством. Зонтики исчезали и появлялись и в его руках, и в рядах заинтригованных зрителей.

Старожилы помнят, что когда-то «Орион» был самодостаточным эстрадным «комбайном», в котором были представлены все виды этого искусства: танец, вокал, конферанс, оригинальный жанр. И Мануэль Казарян, член этого большого коллектива из двадцати четырех артистов, с 1984 года объехал с ним весь СССР и ближнее зарубежье.

Овации подтвердили звездный статус ветерана эстрады. Алексей Майоров напомнил, что лучшие песни о главном — старые. Анастасия Дроздова лирической песней из золотого фонда советской эстрады навеяла ностальгические чувства.

Профессиональный уровень программ «Ориона» был высоко оценен российскими знатоками эстрады. Ансамбль активно сотрудничал с мощными гастрольными организациями «Союзконцерт» и «Росконцерт». Спрос на оптимистичный жанр был — артисты давали иногда на гастролях по нескольку концертов в день (рекорд — шесть выступлений!).

Гастрольный график калужского коллектива был расписан на два года вперед. Родная земля тоже была «опета» вдоль и поперек, ансамбль собирал полные залы и в райцентрах, и в сельских домах культуры.

Чтобы организовать такие гастроли, администраторам нужно было тесно работать с районной и поселковой администрациями, знать их запросы, «красные дни календаря» градообразующих предприятий. Труженики могли услышать живую музыку, живой вокал профессионального уровня, любимые, популярные и совершенно новые песни.

За этот год юбилейный концерт стал седьмым для «Ориона» на площадках города. Они пели и в Гостиных рядах, и в сквере филармонии, и в КГУ, и в Концертном зале филармонии.

Основой программы стали песни Льва Поливоды на стихи калужских авторов Натальи Станкевич и Владимира Курьянова. Не всякие, даже отличные стихи можно спеть, в них должны быть особая мелодичность, повторы.

Мировые хиты рока и блюза, мелодии Джорджа Гершвина и Гленна Миллера аранжировке завели зал. А уж советская классика, например, песня «Прощай», вообще подняла публику с кресел. Мало кто знает, что этот добрынинский хит впервые исполнил именно «Орион».

Артисты выступали в феерических нарядах, кстати, купленных на собственные средства. Их блеск не терялся на фоне яркого видеоряда — фотографий, показавших историю «Ориона». Когда зрители видят феерические шоу, например, на концерте Валерия Леонтьева, как было недавно в ДК КТЗ «Арена», то его цена — миллионы (не рублей). Программа, показанная «Орионом» и его друзьями, оформлена за собственный счет. Но артисты сумели создать атмосферу праздника, и зрители ответили им аплодисментами и снопами букетов.

В чем секрет многолетнего успеха группы, носящей имя героя мифа, умелого охотника? «Орион» тонко балансирует между точным чувством потребностей зрителей, слушателей и требованиям высокого вкуса. Не потакая вульгарности, коллектив движется в русле лучших традиций советской эстрады. За эту преданность песне зрители платят музыкантам верностью, испытанной временем.

Пожелаем звездному охотнику новой добычи — ярких и мелодичных хитов!

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.